• В подготовительной группе для четырех- и пятилетних
детей есть доска, к которой прикреплено вырезанное из бума-
Часть III. Для учителя
Глава 12. Есть ли дисциплина в классах?
ги дерево. На листьях этого дерева написаны имена всех детей группы. Почему дети поместили свои имена на этом дереве? Они этого не делали. Они писали имена детей, которые чем-то помогли им на этой неделе. Имена на дереве записываются детьми, их учителем или же другими учителями, да и просто всеми желающими. Родители детей, их братья и сестры также могут добавить листья в знак признательности за помощь и поддержку, полученную ими дома. Помощь ребенка отражена на обратной стороне каждого листа с помощью рисунка или же нескольких слов. Никто не считает листья на дереве, но раз в месяц учитель снимает их и складывает в коробку, так что дерево помощи вновь может покрыться новыми листьями. И учитель, и дети улыбаются, когда все дерево оказывается покрытым листьями и их пора снимать. В конце месяца все листья раскладываются на столе, так что каждый может увидеть, сколько раз дети этой группы помогали другим людям.
|
|
Помощь и забота друг о друге — это часть самодисциплины. В среде, где культивируется уважение и сотрудничество, Дерево Помощи может быть важным уроком заботы друг о друге. Однако в среде, где культивируется соревнование и конкуренция, оно может превратиться в урок соперничества — кто наберет больше листьев. В приведенном примере учитель стремился избежать этой ловушки, подчеркивая общность усилий всей детской группы.
При создании самодисциплины важна не сама по себе методика «Дерево помощи», но та философия, которая стоит за ней. Человекоцентрированные формы активности без человекоцентрированной философии могут быть пагубны для построения подлинной самодисциплины. Это важный момент, и многие его неверно понимают. Получение листьев, а не забота друг о друге и не помощь друг другу, — это цель, ведущая в неверном направлении, и такой цели следует избегать.