Семестр, экзамен

Министерство образования и науки Российской Федерации

Санкт-Петербургский государственный университет

Философский факультет

Рассмотрено и рекомендовано: УТВЕРЖДАЮ

1. На заседании кафедры социальной декан философского факультета

философии и философии истории _________________________ Ю.Н.Солонин

протокол от ______ № ____

Заведующий кафедрой

_________________ К.С.Пигров

2. На заседании методической комиссии

факультета философии и политологии

протокол от ______ № ____

Председатель методической комиссии

д.ф.н., проф.______________ В.М. Дианова

ПРОГРАММА ПРОВЕДЕНИЯ ЗАНЯТИЙ ПО УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЕ

«Социальная философия»

Автор (составитель)

профессор, докт.филос. наук М.В.Попов

Рецензент:

профессор, докт.филос. наук В.Г.Марахов

Санкт-Петербург

2011г.

Организационно-методический раздел

1.1. Цель изучения дисциплины: свободное владение студентамиосновными категориями социальной философии и умение их применять при рассмотрении исторических и современных проблем социальной действительности.

1.2. Задачи курса: Лекционный курс по социальной философии служит не только получению и закреплению специализированных знаний по философской дисциплине, но и способствует расширению профессионального мировоззренческого горизонта, а также развитию логического мышления и аргументационных способностей.

1.3. Место курса в профессиональной подготовке выпускника: В курсе лекций разбираются важные для специалиста в гуманитарной сфере философские категории применительно к характеристике современного общества в контексте этических и правовых аспектов социальной жизни, социального контекста масскульта и массмедиа, философских парадигм власти, функционирования моральных норм в качестве оснований социальных связей, т.е. моменты единства социально-философской и исторической теории, а также роль этических кодексов в генезисе и современных формах экономической деятельности и корпоративной культуры.

1.4. Требования к уровню освоения курса:

- освоение основных идей, составляющих содержание тем курса,

- самостоятельное знакомство с рядом философских текстов, посвященных проблемам социальной философии и философии истории.

Объем дисциплины, виды учебной работы, форма текущего, промежуточного и итогового контроля

Всего аудиторных занятий 32 часа
из них: - лекций 32 часа/нет нет
- практические занятия нет/ 32 часа
Самостоятельная работа студента с преподавателем (в том числе на курсовую работу по дисциплине) курсовую работу по дисциплине)   нет
Итого (трудоемкость дисциплины) 32 часа

Изучение дисциплины по семестрам:

семестр, экзамен

3. Содержание дисциплины

3.1.1. Структура курса и примерная сетка часов

Темы лекций часов часов
Тема 1. Социальная форма движения материи 2 2
Тема 2. Социальное становление 2 2
Тема 3. Социальное изменение  
Тема 4. Социальное развитие 2 18 часов
Тема 5. Социальный прогресс и социальный регресс  
Тема 6. Социальная революция и социальная контрреволюция  
Тема 7. Социальное бытие и социальное сознание  
Тема 8. Общественно-экономическая формация  
Тема 9. Классы  
Тема 10. Государство 2 2
Тема 11. Политика 2 2
Тема 12. Идеология  
Тема 13. Нравственность, мораль и право 2 18 часов
Тема 14. Культура  
Тема 15. Нации  
Тема 16. Цивилизация  

3.1. Темы и краткое изложение

Тема 1. Социальная форма движения материи. – 2 часа.

Уровни организации материи и соответствующие формы ее движения. Возрастание сложности

организации материи и форм ее движения. Включение содержания более низких форм движения материи в более высокие. Сопоставление биологической и социальной форм движения материи. Социальная форма движения как наивысшая по сложности. Особенности социальной формы движения. Роль общественного бытия и общественного сознания в организации социальной формы движения материи.

Тема 2. Социальное становление. – 2 часа.

Становление как всеобщая категория, характеризующая все формы движения материи, включая социальную. Моменты становления возникновение и прехождение в социальной жизни. Недостаточность обнаружения, отражения и учета в социальной деятельности только одного из моментов социального становления, демонстрация этого на материале истории и современности. Недиалектический характер концепций и представлений, игнорирующих наличие противоположных моментов становления в каждом социальном явлении. Необходимость учета становящейся природы явлений и процессов в социальном прогнозировании.

Тема 3. Социальное изменение. – 2 часа.

Понятие изменения социального явления как единства момента равенства явления с собой и момента его неравенства с собой. Социальный консерватизм и социальная динамика: их единство и противоположность. Отражение социального консерватизма и социальной динамики в общественном сознании и в политической жизни. Этические оценки социального консерватизма и социальной динамики. Противоположные направления социальной динамики и соответственно противоположные этические оценки консерватизма.

Тема 4. Социальное развитие.– 2 часа.

Общественное развитие как движение от себя к себе на собственной основе, как становление со снятием становления, движение от низшего к высшему, от простого к сложному. Экономические основы социального развития. Развитие производительных сил как фактор социального развития. Развитие производственных и иных социальных отношений. Развитие духовной сферы Противоречивый характер общественного развития. Социальные силы в общественном развитии.

Тема 5. Социальный прогресс и социальный регресс.– 2 часа.

Интегральный характер социального развития. Социальный прогресс и социальный регресс (реакция) как моменты общественного развития. Силы прогресса и силы реакции. Социальные действия прогрессивных сил, противостоящие прогрессу. Социальные действия реакционных сил, содействующие прогрессу. Носители, представители и выразители противоположных социальных тенденций. Переходы отдельных личностей с занимаемых социальных позиций на противоположные. Необходимость и недостаточность классового анализа для всесторонней характеристики социально активной личности.

Тема 6. Социальная революция и социальная контрреволюция.– 2 часа.

Эволюционный социальный прогресс. Накопление количественных изменений при сохранении социального качества. Переход в другое социальное качество. Социальный скачок. Социальные скачки эволюционного и революционного характера. Понятие революции. Виды революций. Понятие социальной революции. Типы социальных революций. Сравнительный анализ различных типов социальных революций. Объективные и субъективные предпосылки революции. Революционная ситуация. Революционные и контрреволюционные общественные силы. Победа революции и ее обратимость. Контрреволюция и ее социальные характеристики.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: