Задачи занятия:
1. Формирование системы знаний: о технологии педагогического общения.
2. Формирование умения применять технологии педагогического общенияв воспитательно-образовательном процессе.
Вопросы для обсуждения:
1. Педагогическое общение в структуре деятельности педагога.
2. Технология проектирования педагогического общения.
3. Коммуникативные задачи и этапы их решения.
4. Технология реализации педагогического общения.
5. Установление педагогически целесообразных отношений.
6. Коммуникативная компетентность.
Задания и упражнения:
(Задания и упражнения приводятся по: Морева, Н. А. Основы педагогического мастерства: практикум: учеб. пособие для вузов / Н. А. Морева. – М.: Просвещение, 2006 – С. 107 – 119, 174 – 181; Практикум по спортивной психологии / Под ред. И. П. Волкова. – СПб.: Питер, 2002. – С. 184 –195; 206 – 209)
Упражнение 1. «Возвращение в детство»
Цель: активизация детских воспоминаний, вхождение взрослого в детский мир, рефлексия детского восприятия взрослого (педагога).
Задание: нужно увидеть себя в ситуации общения с учителем в детском возрасте, описать свои ощущения и настроения.
Инструкция: (звучит запись песен о детстве) послушайте песни, настройтесь на детские воспоминания, сядьте удобно, закройте глаза, припомните какую-либо ситуацию общения с педагогом в школьном возрасте, акцентируйте внимание на тех ощущениях или настроении в тот момент.
Анализ упражнения:
1. Какие картины детства у вас возникли?
2. Какие ощущения сопровождали ваши воспоминания?
3. Проанализируйте с позиции педагога возникшие детские переживания.
Упражнение 2. «Радость общения с ребенком»
Цель: создание позитивной установки на общение с ребенком, снятие психологического напряжения и барьеров.
Задание: закончите фразы: «Мне нравится общаться с детьми, потому что...», «Длительное общение с детьми меня раздражает, потому что...». Разыграйте варианты педагогического общения с детьми в ситуациях, которые не вызывают положительных эмоций у воспитателя, обсудите результаты.
Инструкция: заканчивая предложения, выделите для себя причины описанных отношений к детям при общении. Разыгрывая ситуацию, сконцентрируйте внимание на своих ощущениях и способах нейтрализации негатива по отношению к детям.