Правовые и организационные вопросы охраны труда

Законодательство Украины об охране труда представляет собой систему взаимосвязанных нормативных актов, которые регулируют отношения в области реализации государственной политики относительно правовых, социально-экономических и лечебно-профилактических мероприятий и средств, направленных на сохранение здоровья и трудоспособности человека в процессе труда. Общими законами Украины, которые определяют основные положения по охране труда, является Конституция Украины, Кодекс законов о труде Украины и Закон Украины «Об охране труда».

Основным законом, который гарантирует права граждан на безопасное и безвредное условия работы есть Конституция Украины. В Конституции Украины, принятой на пятой сессии Верховной Рады Украины 28 июня 1996 г., подчеркивается, что человек, его жизнь и здоровье… неприкосновенность и безопасность являются в Украине наивысшей социальной ценностью (ст. 3); каждый имеет право на надлежащие, безопасные и здоровые условия труда (ст. 43); граждане имеют право на социальную защиту, которая включает право на обеспечение их в случае полной, частичной или временной потери трудоспособности, потери кормильца (ст. 46); права и свободы человека защищаются судом (ст. 55).

Реализация этих прав осуществляется через выполнение требований, изложенных в законодательных актах.

Кодекс законов о труде (Кзот) Украины провозглашает правовые принципы и гарантии осуществления гражданами Украины права распоряжаться своими способностями к продуктивной и творческой работе; регулирует трудовое отношения работников всех предприятий, учреждений независимо от форм собственности, вида деятельности и отраслевой принадлежности.

К законодательной базе также принадлежат Законы Украины: " О здравоохранении", " О пожарной безопасности", " Об обеспечении санитарного и эпидемического благополучия населения", " Об использовании ядерной энергии и радиационную безопасность", " О дорожном движении", " Об общеобязательном государственном социальном страховании от несчастного случая на производстве и профессионального заболевания, которые послужили причиной потери трудоспособности" и прочие.

ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ ЗАКОНА УКРАИНЫ „ ОБ ОХРАНЕ ТРУДА"

14 октября 1992 г. Верховная Рада Украины приняла Закон «Об охране труда». Он был пересмотрен и утвержден Президентом Украины в новой редакции 21 ноября 2002 г.

Закон «Об охране труда» имеет многочисленные нововведения:

- внедрение экономических методов управления охраной труда на смену административно-командным;

- создание четкой системы органов государственного управления и надзора за охраной труда и системы организации этой работы непосредственно на предприятиях, в учреждениях и организациях независимо от форм собственности;

- существенное расширение прав и социальных гарантий работников, прежде всего лиц, которые потерпели от несчастного случая на производстве или от профессионального заболевания, и семей погибших;

- определение правового статуса служб охраны труда на предприятиях и в органах государственного управления всех уровней;

- обеспечение обучения населению по вопросам охраны труда.

В Законе учтено основные требования конвенций и рекомендаций Международной организации труда относительно безопасности и гигиены труда и производственного среды, регулирование отношений охраны труда в передовых промышленно развитых странах, опыт охраны труда в Украине в предыдущие годы.

Отметим некоторые важные моменты, записанные в Законе.

В разделе І "Общие положения" (статья 1) приводятся определения понятий: "охрана труда", "работодатель", "работник", и очерчивается действие этого Закона (статья 2), которая распространяется на всех юридических и физических лиц, которые согласно законодательству используют наемную работу, и на всех работающих.

В статье 4 провозглашается Государственная политика в области охраны труда, которая базируется на принципах:

- приоритета жизни и здоровья работников, полной ответственности работодателя за создания надлежащих, безопасных и здоровых условий труда;

- повышение уровня промышленной безопасности путем обеспечения сплошного технического контроля за по состоянию производств, технологий и продукции;

- комплексного решения задач охраны труда на основе общегосударственной, отраслевых, региональных программ;

- социальной защиты работников, полного возмещения вреда лицам, которые потерпели от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний;

- установление единых требований по охране труда для всех предприятий и субъектов предпринимательской деятельности независимо от форм собственности и видов деятельности;

- адаптации трудовых процессов к возможностям работника с учетом его здоровья и психологического состояния;

- использование экономических методов управления охраной труда;

- информирование населения, проведение обучения, профессиональной подготовки и повышения квалификации работников по вопросам охраны работы;

- обеспечение координации деятельности органов государственной власти, учреждений, организаций, объединений граждан, которые решают проблемы здравоохранения, гигиены и безопасности труда;

- использование мирового опыта организации работы относительно улучшения условий и повышения безопасности труда на основе международного сотрудничества.

Особое внимание в Законе обращено на гарантии прав граждан на охрану труда(Раздел ІІ): Во время заключения трудового договора работодатель должен проинформировать работника под расписку об условиях труда и о наличии на него рабочем месте опасных и вредных производственных факторов(статья 5)

Согласно этой же статье работодатель обеспечивает социальное страхование от несчастных случаев и профессиональных заболеваний.

Работник имеет право отказаться от порученной работы, если создалась производственная ситуация, опасная для его жизни или здоровья или для людей, которые его окружают, или для производственного среды или окружающей среды, или имеет право расторгнуть трудовой договор по собственному желанию, если работодатель не выполняет законодательства об охране труда, не соблюдает условий коллективного договора по этим вопросам. В этом случае ему выплачивается выходное пособие в размере, предусмотренном коллективным договором, но не меньше трехмесячного заработка(статья 6).

Разделом ІІ предусматривается право работников на льготы и компенсации за тяжелое и вредное условия труда, выдача работникам спецодежды, других средств индивидуальной защиты, моющих и обезвреживающих средств, возмещение вреда в случае повреждения здоровья работников. Также есть статьи об охране труда женщин, несовершеннолетних, инвалидов.

В разделе III "Организация охраны труда" речь идет об обязательном создании работодателем системы управления охраной работы на предприятии. Согласно статье 14 работник должен заботиться о здоровье и безопасности как личную, так и окружающих; знать и выполнять требования нормативно-правовых актов по охране труда; проходить установленные законодательством медицинские осмотры. Работник несет непосредственную ответственность за нарушения указанных требований.

В статье 15 речь идет о создании на предприятии службы охраны труда. На предприятии с количеством работающих 50 и больше лиц работодатель создает службу охраны труда согласно типовому положению, на предприятии с количеством работающих меньше 50 лиц функции службы охраны работы могут выполнять в порядке совместительства лица, которые имеют соответствующую подготовку и на предприятии с количеством работающих меньше 20 лиц для выполнения функций службы охраны труда могут привлекаться посторонние специалисты на договорных началах, которые имеют соответствующую подготовку. Служба охраны труда подчиняется непосредственно работодателю, а руководители и специалисты службы охраны труда по своей должностьи и заработной плате приравниваются к руководителям и специалистам основных производственно-технических служб. Специалисты службы охраны труда имеют право выдавать руководителям структурных подразделений предприятия обязательные для исполнения предписания относительно устранения наличных недостатков, останавливать работу производства, в случае нарушений, которые создают угрозу жизни или здоровью работающих; предоставлять работодателю представления о привлечении к ответственности работников, которые нарушают требования относительно охраны труда. Предписание специалиста по охране труда может отменить лишь работодатель. Ликвидация службы охраны труда допускается только в случае ликвидации предприятия.

На предприятии с целью обеспечения пропорционального участия работников в решении любых вопросов охраны труда по решению трудового коллектива может создаваться комиссия по вопросам охраны труда(статья 16).

В разделе также рассматриваются вопросы обучения и проверки знаний работников(статья 18), расследования и учета несчастных случаев,аварий и профессиональных заболеваний(статья 22) и прочее.

Статьей 19 определяется порядок финансирования охраны труда. Финансирование охраны труда осуществляется работодателем. Для предприятий, независимо от форм собственности, или физических лиц, которые используют наемную работу, расходы на охрану труда составляют не меньше 0,5 процента от суммы реализованной продукции. На предприятиях, которые содержатся за счет бюджета, расходы на охрану труда предусматриваются в размере не меньше 0,2 процента от фонда оплаты труда.

В разделе IV речь идет об экономическом стимулировании работников (статья 25) за активное участие и инициативу во внедрении мероприятий по повышению уровня безопасности труда, которое осуществляется согласно коллективному договору, соглашению и законодательству.

Согласно статье 26 работодатель обязан возместить убытки, причиненные нарушениям требований по охране труда другим юридическим, физическим лицам и государству, на общих основаниях, предусмотренных законом.

В разделе V рассматриваются вопросы создания, принятия и отмены нормативно-правовых актов по охране труда, временного прекращения их действия, распространение их действия на сферу трудового и профессионального обучения.

Раздел VI - "Государственное управление охраной труда" - определяет органы государственного управления охраной труда(статья 31) и их компетенцию и полномочия(статьи 32-35). Кабинет Министров обеспечивает реализацию государственной политики в области охраны труда. Министерства и другие центральные органы исполнительной власти проводят единую научно-техническую политику по вопросам охраны труда, разрабатывают и реализуют отраслевые программы, осуществляют методическое руководство деятельностью предприятий отрасли, осуществляют ведомственный контроль за по состоянию охраны труда, заключают с отраслевыми профсоюзами соглашения по вопросам охраны труда и др. Специально уполномоченный центральный орган исполнительной власти по надзору за охраной труда осуществляет контроль и комплексное управление охраной труда на государственном уровне, занимается нормотворческой деятельностью и др. Решения, принятые специально уполномоченным центральным органом исполнительной власти по надзору за охраной труда в пределах его компетенции, являются обязательными для выполнения всеми министерствами, другими центральными органами исполнительной власти, Советом министров Автономной Республики Крым, местными государственными администрациями, органами местного самоуправления, юридическими и физическими лицами.

В разделе VII - "Государственный надзор и общественный контроль за охраной труда" статья 38 определяет органы государственного надзора за соблюдением законов и других нормативно-правовых актов об охране труда:

· специально уполномоченный центральный орган исполнительной власти по надзору за охраной труда - Государственная служба горного надзора и промышленной безопасности Украины (Держгірпромнагляд);

· специально уполномоченный государственный орган по вопросам радиационной безопасности - Государственная инспекция ядерного регулирования Украины;

· специально уполномоченный государственный орган по вопросам пожарной безопасности - Государственный департамент пожарной безопасности (Держпожбезпеки) МЧС Украины;

· специально уполномоченный государственный орган по вопросам гигиены труда - Государственная санитарно-эпидемиологическая служба МОЗ Украины.

В статьях 39 и 40 определяются права и ответственность, а также социальная защита должностных лиц специально уполномоченного центрального органа исполнительной власти по надзору за охраной труда.

Общественный контроль за соблюдением законодательства об охране труда (статья 41) осуществляют профсоюзы, их объединения в лице своих выборных органов и представителей. В случае отсутствия профсоюза общественный контроль осуществляет уполномоченное нанимаемыми работниками лицо, которое наделено правом проверять состояние охраны труда (статья 42) и действует согласно типовому положению.

В разделе VIII - "Ответственность за нарушения законодательства об охране труда" определяются штрафные санкции к юридическим и физическим лицам и ответственность за нарушения требований относительно охраны труда. За нарушения законодательства об охране труда предусмотрен штраф (статья 43), максимальный размер которого составляет 5% месячного фонда заработной платы юридического или физического лица, которое использует наемную работу. Средства от штрафов зачисляются в Государственный бюджет. Ответственность за нарушения требований относительно охраны труда (статья 44) предполагается дисциплинарная, административная, материальная та криминальная.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: