Сновная цель профессионального образования. Содержание

1. Введение………………………………………………………………  
2. Нормативно-правовые основы научно-педагогического исследования……………………………………………………………  
3. Определение научно-педагогического исследования……………...  
4. Этапы научно-педагогического исследования……………………...  
5. Деятельность студенческого научного общества (СНО)…………..  
6. Подготовка и написание курсовых работ…………………………...  
  6.1.Назначение, цели и задачи курсовой работы………………...  
  6.2.Организация выполнения курсовой работы………………….  
  6.3.Структура и содержание курсовой работы…………………...  
  6.4.Руководство курсовыми работами……………………………  
  6.5.Оценивание курсовых работ…………………………………..  
  6.6.Критерии оценки курсовой работы…………………………...  
7. Подготовка, написание, защита выпускной квалификационной работы……………………………………………………………………  
  7.1. Примерная структура выпускной квалификационной работы и содержание разделов …………………………………...  
  7.2. Требования к выпускной квалификационной работе……….  
  7.3. Организация выполнения выпускной квалификационной работы……………………………………………………………….  
  7.4. Структура выпускной квалификационной работы…………  
  7.5. Требования, предъявляемые к оформлению выпускной работы………………………………………………………………  
  7.6. Права и обязанности студента при выполнении и защите выпускной квалификационной работы………………………….  
  7.7. Руководство выпускной квалификационной работой и контроль за ее выполнением……………………………………  
  7.8. Рекомендации по подготовке защиты и представлению выпускной квалификационной работы…………………………  
  7.9. Рекомендации по оформлению компьютерной презентации доклада……………………………………………...  
  7.10.Критерии и показатели уровня выполнения и защиты выпускной работы студентом……………………………………  
  7.11.Типичные ошибки при написании и оформлении выпускных квалификационных работ…………………………  
8. Литература и источники…………………………………………….  
Приложения…………………………………………………………….  

Введение

Современное состояние и перспективы развития высшего профессионального образования определяют необходимость подготовки студентов к самостоятельной творческой деятельности, формирования и развития у них умений и навыков ведения научно-исследовательской работы.

В общей системе подготовки специалистов с высшим образованием научно-исследовательской деятельности студентов отводится особое место. Актуальность организации такой работы обусловлена рядом причин, одна из которых – реализация дескриптивной функции методологии в теории и практике педагогики и психологии. Современное состояние системы образования требует существенных изменений прежних ориентиров в области разработки федерального и регионального содержания программ и технологий. Поэтому ориентация Российской Академии образования на изучение, учёт и научное обоснование психолого-педагогического опыта, создание федеральных и региональных экспериментальных площадок и лабораторий представлена в качестве одного из важнейших направлений развития современной отечественной науки.

Современная организация деятельности образовательных учреждений требует от педагогов высокого уровня методологической рефлексии, практико-ориентированной направленности научных исследований, грамотного использования богатого арсенала методов научно-исследовательской работы.

Большое значение в практике учреждений образования в настоящее время приобретают вопросы внедрения вариативных и альтернативных программ и технологий. Поэтому выпускники высших педагогических учреждений должны в совершенстве владеть концептуальными основами педагогического процесса, способами эффективного их внедрения в практику воспитательно-образовательной работы.

Подготовка к исследовательской деятельности в университете – двусторонний педагогический процесс, объективная сторона которого представлена особенностями организации образовательного процесса в вузе, а субъективная, внутренняя отражается в мотивации и степени готовности студентов к исследовательской деятельности. Ориентация студентов на организацию научного поиска реализуется в целостном процессе профессионального образования поэтапно, где на каждом новом этапе возрастает качество и уровень исследовательских заданий.

Таким образом, научно-исследовательская деятельность студентов рассматривается как один из факторов профессионального воспитания будущего специалиста. Развитие исследовательских умений и навыков происходит в единстве с профессионально-личностным самоопределением педагога, чему способствует ориентация на исследовательскую деятельность. Авторы пособия надеются, что оно наряду с изучаемыми в университете курсами по выбору поможет студентам выполнять научно-исследовательские работы эффективно и плодотворно.

Нормативно-правовые основы

научно-педагогического исследования

Педагогическое образование, являясь составной частью системы образования России, выполняет актуальную задачу кадрового обеспечения дошкольного, среднего, специального и дополнительного образования, а также начального, среднего и высшего профессионально образования. Необходимость модернизации педагогического образования определяется задачами, поставленными в Концепции модернизации российского образования до 2010 года, внутренними закономерностями развития педагогического образования и перспективными потребностями развития личности, общества и государства.

Цель модернизации педагогического образования – создание механизма эффективного и динамичного функционирования педагогического образования. Результатом модернизации педагогического образования должна стать обновленная система подготовки, переподготовки и повышения квалификации педагогов, отвечающая требованиям, предъявляемым обществом к педагогическим кадрам.

Положения Программы модернизации подтверждаются следующими законодательными актами:

- Законом РФ от 10.07.92 № 3266-1 (ред. От 07.07.2003) «Об образовании»

- Федеральным законом от 22.08.96 № 125-Ф3 (ред. От 07.07.2003) «О высшем и послевузовском профессиональном образовании» (принят ГД ФС РФ 19.07.96)

- Положением об итоговой аттестации выпускников высших учебных заведений в Российской Федерации, утвержденным приказом Министерства образования РФ № 1155 от 25.03.2003 г.

- Приказом Министерства образования Российской Федерации от 25.03.2003

№ 1155 «Об утверждении Положения об итоговой государственной аттестации выпускников высших учебных заведений Российской Федерации» (зарегистрирован в Минюсте России 05.05.2003 рег. № 4490)

- Положением о подготовке научно-педагогических и научных кадров в системе послевузовского профессионального образования в Российской Федерации, утвержденным приказом Министерства общего и профессионального образования Российской Федерации от 27.03.1998 г. № 814, другими законодательными актами Российской Федерации, нормативными правовыми актами Министерства образования и науки Российской Федерации

- Типовым положением об образовательном учреждении высшего профессионального образования Российской Федерации, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 26.06.1993 г. и Уставом университета

Согласно концепции модернизации образования до 2010 года, о сновная цель профессионального образования - подготовка квалифицированного работника соответствующего уровня и профиля, конкурентоспособного на рынке труда, компетентного, ответственного, свободно владеющего своей профессией и ориентированного в смежных областях деятельности, способного к эффективной работе по специальности на уровне мировых стандартов, готового к постоянному профессиональному росту, социальной и профессиональной мобильности; удовлетворение потребностей личности в получении соответствующего образования.

Для достижения нового качества профессионального образования
предполагается осуществление ряда мероприятий, среди которых выделяются:
– осуществление государственной поддержки ведущих научных и творческих школ с определением порядка и форм такой поддержки; – формирование условий для непрерывного профессионального роста кадров, привлечение в этих целях ведущих ученых Российской академии наук, обеспечение преемственности различных уровней профессионального образования и создание эффективной системы дополнительного профессионального образования, обеспечивающей психологическую поддержку населению при смене видов деятельности и карьерном росте; - повышение статуса вузовской науки; - интеграция университетской, академической и отраслевой науки.

На основании вышесказанного следует отметить, что выпускник педагогического ВУЗа должен овладеть как определенными научными знаниями, так и практическим навыками, уметь самостоятельно проводить научное педагогическое исследование, обосновывать его актуальность, интерпретировать результаты и анализировать выводы. На основании этого в системе высшего образования предусмотрены следующие формы проведения научно-педагогического исследования: обязательные (курсовые работы, выпускная квалификационная работа) и добровольные (участие в работе научных студенческих обществ при кафедре, факультете, в рамках ВУЗа, межвузовских студенческих обществ).

Определение научно-педагогического исследования

Под научным педагогическим исследованием понимается концептуально обоснованный, целенаправленный, логично выстроенный, содержательно наполненный, организационно оформленный процесс изучения и поиска путей совершенствования педагогической действительности.

Назначение организации научных исследований в педагогическом вузе состоит в углублении и расширении теоретических знаний и практических умений студентов при овладении психолого-педагогическими науками. Занятие научной работой вырабатывает у студентов умение критически анализировать педагогические и социальные явления современной системы образования, глубоко изучать историю педагогических идей, иметь самостоятельное суждение о каждой из них. Последнее возможно лишь при творческом овладении студентами педагогической теорией и умением использовать её данные для анализа состояния педагогической практики. В процессе этой деятельности у студентов развивается интерес к научному поиску, понимание связи науки и практики, рождается уверенность в научном осмыслении собственного педагогического опыта.

Научно-исследовательская работа студентов подразделяется на учебную и внеучебную. В рамках учебного процесса научно-исследовательская работа осуществляется в контексте изучения конкретной дисциплины в форме подготовки рефератов, научных докладов, написания эссе, рецензирования и т.п.

Внеучебная научно-исследовательская деятельность студентов осуществляется в следующих формах:

- деятельность научных кружков на кафедре и факультете;

- организация и проведение предметных олимпиад;

- участие в конкурсах выпускных квалификационных работ;

- организация и проведение студенческих научных конференций;

- публикация результатов научно-исследовательской работы студентов в сборниках студенческих работ;

- участие студентов, обучающихся по специальности, в конференциях, олимпиадах;

- написание и защита выпускных квалификационных и курсовых работ.

Приобщение к научной работе развивает умение работать с такими литературными источниками, как монография, автореферат, статья; вырабатывает навыки пользования справочной литературой, статистическими материалами и научного изложения данных. Проведение научного исследования помогает студенту ознакомиться с современными методами, осознать суть и значимость психолого-педагогического эксперимента (опытно-исследовательской работы).

Опытно-исследовательская работа включает студентов в решение конкретно-педагогических задач учебно-воспитательной работы в различных типах образовательных учреждений, в педучилищах, педколледжах. В процессе этой работы у них формируются умения и навыки анализа и обобщения опыта работы педагогов с детьми, учащимися, студентами, воспитателями, родителями и др.

Таким образом, научно-исследовательская работа студентов способствует углублению теоретической составляющей подготовки специалиста, формированию умений научно-исследовательской и научно-методической деятельности, становлению профессиональной мотивации и компетентности.

Этапы научно-педагогического исследования

В организации научно-педагогического исследования выделяется ряд этапов.

1. Ориентировочный. Основное содержание работы на этом этапе связано с определением вида, направления, темы и научного руководителя предстоящего исследования. На этом же этапе целесообразно составить план выполнения курсовых и выпускной работ на последний период их организации (3 года).

2. Проблемно-аналитический. На этом этапе осуществляется изучениедокументов, литературы; анализ деятельности районных отделов образования; проведение социологических исследований (анкетирование родителей, специалистов), с целью изучения социального заказа, подтверждающего актуальность выбранной темы. На этом же этапе дается первоначальное определение основных научных характеристик исследования (цели, задачи, объект, предмет, контингент).

3. Теоретико-аналитический. На этом этапе студент осуществляет подбор и глубокий разновидовой анализ литературных источников по проблеме, систематизирует материалы исследований, обозначает малоразработанные аспекты изучаемой темы, определяет логику изложения теоретического материала. Здесь же необходимо простроить последовательность теоретической части работы, обозначая наименование параграфов. Последовательность параграфов целесообразно выстраивать в соответствии с логикой изложения материала по объекту, предмету и контингенту исследования. На этом этапе конкретизируются цели, задачи, обозначается гипотеза исследования.

4. Поисково-диагностический. Содержание работы студента на этом этапе связано с определением основных структурных компонентов объекта исследования и его результативности (параметров, показателей, критериев оценки уровня развития). Здесь же осуществляется поиск, систематизация, модификация, в отдельных случаях – разработка диагностических методик, подбирается необходимый стимульный материал. Обязательным компонентом работы студента является определение базы исследования (районный отдел, образовательное учреждение), контрольных и экспериментальных групп. С целью апробации диагностических методик, определения уровня их соответствия целям и задачам эксперимента, его контингенту рекомендуется проведение пилотажного исследования.

5. Начально-диагностический. Данный этап работы связан с определением уровня развития объекта исследования в контрольных и экспериментальных группах. Чистота результатов эксперимента, основания к анализу полученных данных во многом определяются четкостью параметров, компонентов и показателей изучаемого явления, наличием критериев оценки уровня его развития, многообразием методов, соответствием диагностических методик поставленным задачам. Работа студента на этом этапе предполагает глубокий качественный и количественный анализ полученных результатов по основным параметрам и показателям объекта исследования. Проведение работы на этом этапе соответствует задачам констатирующего эксперимента. Общие сведения по результатам сводятся в таблицы.

6. Проектно-разработнический. На основе анализа результатов исследования, определения наиболее существенных аспектов изучения объекта. На этом этапе студентом разрабатывается проект, содержание и реализация которого направлены на осуществление позитивных изменений изучаемого явления. Данный проект может быть представлен в виде последовательности форм и методов работы с детьми, программы развития ДОУ, модели предметно-развивающей среды, комплекса дидактических игр, занятий и др.

7. Внедренческий. На этом этапе студент апробирует проект и решает основные задачи формирующего эксперимента в экспериментальных группах.

8. Итогово-диагностический. На этом этапе студент проводит повторную диагностику в контрольных и экспериментальных группах по методикам, аналогичным тем, которые были использованы на начально-диагностическом этапе. Анализ полученных результатов должен включать не только количественные данные, отражающие соотношение уровней развития изучаемого объекта при начальной и итоговой диагностике, но и конструктивные размышления по отдельным параметрам и показателям исследуемого объекта. Сравнительные результаты диагностики сводятся в таблицу и представляются в таблицах, диаграммах, графиках и др.. Содержание работы на данном этапе должно соответствовать целям контрольного эксперимента.

9. Оформительский. Работа студента на данном этапе связана с детальным описанием всех частей проведенного исследования в соответствии с заранее представленным планом (введение, теоретическая и практическая часть, заключение, библиографический список, приложения) и предъявляемыми требованиями. Одним из существенных компонентов на этом этапе (по усмотрению руководителя, в соответствии с целями и задачами исследования) является составление методических рекомендаций по использованию наработанного материала в отделах образования, образовательном учреждении, семье, начальной школе и др.

10. Презентационный. На данном этапе осуществляется защита работы, результаты которой могут быть презентованы на семинарах, конференциях.

11. Трансляционный. На этом этапе предполагается масштабная реализация наработанных материалов в различных отделах и учреждениях образования с целью распространения педагогического опыта (в том числе и через публикации в печати), получения более высокой квалификационной категории.

Последовательность и представленность всех этапов определятся видом квалификационной работы и согласовывается с научным руководителем.

Деятельность студенческого научного общества (СНО)

Студенческое научное общество – добровольная организация студентов, ведущих активную научную работу и успешно сочетающих ее с учебной. Членом СНО может быть студент, хорошо успевающий, активно участвующий в научной и общественной работе университета, признающий устав СНО и участвующий в его работе.

Цель СНО: повышение уровня научной подготовки, создание условий для наиболее полной реализации научного потенциала и привлечение талантливой молодежи ПГПУ в сферу науки.

Основными задачами СНО являются:

- пропаганда, популяризация, стимулирование и организация научно-исследовательской деятельности студентов, аспирантов и молодых ученых ПГПУ;

- координация деятельности студенческих научных кружков кафедр университета;

- взаимодействие с Ученым советом, ректоратом, деканатами, кафедрами и иными подразделениями ПГПУ;

- создание условий для реализации личностных творческих возможностей молодежи ПГПУ,

- совершенствование исследовательских навыков студентов и их приобщение к самостоятельной работе;

- сотрудничество со студентами, аспирантами и молодыми учеными других ВУЗов;

- организация научно-практических семинаров, круглых столов, научных диспутов, дискуссионных клубов, конференций; содействие научной молодежи ПГПУ в участии в международных и межвузовских научных конференциях, симпозиумах, семинарах, научных съездах;

- содействие в представлении научных работ молодых ученых на соискание грантов, именных стипендий, премий и других форм поощрения;

- подготовка публикаций и внедрения в практику результатов студенческих и аспирантских научных работ, исследований молодых ученых;

- выпуск периодических печатных и электронных изданий, освещающих вопросы молодежной науки и деятельности СНО;

- другие не запрещенные законом виды деятельности, соответствующие целям СНО ПГПУ.

Деятельность СНО регламентируется Положением о Студенческом научном обществе Пермского государственного педагогического университета утвержденным на заседании Ученого Совета от 12 ноября 2003 г.Протокол №3.

Работу СНО курирует проректор по НИР: утверждает проблематику студенческих семинаров (лабораторий и т.д.), график работы, организует участие СНО на региональных, Всероссийских конкурсах и выставках студенческих научных работ, принимает участие в отборе кандидатов на именные стипендии, содействует публикации научных студенческих работ.

Члены СНО пользуются правом представлять свои работы для участия в конкурсах, конференциях и для издания их в плановых научных сборниках ПГПУ, пользуются преимущественным правом участия в научных студенческих делегациях, направляемых на научные студенческие конференции других вузов. При достижении существенных успехов в научно-исследовательской работе и высокой успеваемости члены СНО могут получить характеристики-рекомендации для поступления в аспирантуру по соответствующему профилю знаний. Члены СНО обязаны хорошо учиться, проявлять интерес к углубленному изучению науки и быть образцом в успешном овладении ею, постоянно повышать свой профессиональный и общекультурный уровень, систематически проводить исследовательскую работу на кафедре, в лабораториях и т.п. по индивидуальным планам и отчитываться о ее результатах, выступать с докладами на конференциях.

Непосредственное руководство научно-исследовательскими работами студентов осуществляется на факультете.

Формами объединений студентов по научным интересам могут являться семинары, проблемные группы, малые творческие лаборатории и т.п.

Научно-педагогические исследования выполняются в рамках работы СНО. Студент успешнее овладевает навыками научно-исследовательской работы. Нередко работы, выполненные в рамках СНО, перерастают в успешные и весомые выпускные квалификационные работы, а иногда и в диссертационные исследования. Участие в СНО способствует обогащению портфолио студента, что является одним из весомых оснований при его дальнейшем трудоустройстве.

Подготовка и написание курсовых работ


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: