Организация выполнения курсовой работы

Выбор темы и составление плана работы

Тематика курсовых работ по учебной дисциплине ежегодно пересматривается и утверждается соответствующей кафедрой одновременно с утверждением графика их написания.

Студенту предоставляется право выбора темы курсовой работы. Однако для охвата всей тематики курса можно ограничивать число студентов, работающих по отдельным темам (например, по одной теме – не более трех студентов). Студент может предложить свою тему с обоснованием целесообразности ее исследования. Возможно выполнение комплексных тем группой студентов (2 – 5 чел.). В этом случае каждый студент исследует отдельный аспект проблемы. Вместе с руководителем студент уточняет круг вопросов, подлежащих изучению и экспериментальной проверке, составляет план исследования, определяет структуру работы, сроки выполнения ее по этапам, подбирает необходимую литературу и другие материалы (статические отчеты, результаты экспериментов и т.п.).

Работа с литературными источникам. Начать работу над научно-педагогическим исследованием целесообразно с определения круга источников и литературы, необходимых для самостоятельного изучения и затем самостоятельного раскрытия темы курсовой работы. В этом большую помощь студенту, кроме руководителя, может оказать методическая литература.

При подборе литературы необходимо учитывать, в какой мере данная книга (брошюра, статья) посвящена непосредственно данной теме, раскрывает и анализирует ее содержание. Выбирая источник, надо обратить внимание на год издания книги. Как правило, изучению подлежат труды, содержащие последние достижения науки по данному вопросу (за исключением фундаментальных научных проблем).

Изучение научных публикаций желательно проводить по этапам:

- общее ознакомление с произведением в целом по его оглавлению;

- беглый просмотр всего содержания;

- чтение в порядке последовательности расположения материала;

- выборочное чтение какой-либо части произведения;

- выписка представляющих интерес материалов;

- критическая оценка записанного.

При изучении незнакомой литературы встречаются новые понятия, определения. Каждое из них следует выписать отдельно, а затем с помощью справочников найти их смысловое значение. Смысл незнакомых понятий обязательно должен быть раскрыт в работе.

Прочитав и проработав отобранную литературу, студент получает общее представление о месте и значении данной темы в курсе соответствующей дисциплины, определяет ее важнейшие проблемы. Затем изучает документальный материал, относящийся к вопросам темы. Важную роль в систематизации прочитанного по основным проблемам темы играют выписки. Удобнее делать выписки на отдельных листах. Лист делится на две части. В правой части коротко формулируется суть данной выписки, затем записывается ее текст. Он может быть представлен в виде цитаты, пересказа содержания своими словами, тезисов, таблиц. Записи должны быть компактными, коротко излагающими суть текста. В левой части листа желательно коротко сформулировать свое отношение к данному тезису, цитате, высказать свое мнение или предложение по решению вопроса. После выписки дается ссылка на проработанные источники.

Сделанные выписки группируются по проблемам. Содержание сгруппированных по проблемам выписок является основой составления плана работы. Консультация с руководителем поможет оформить его окончательно. От точности формулировок вопросов плана во многом зависит успех работы. Расплывчатые, неконкретные формулировки могут легко увести от основной темы, и, напротив, излишняя детализация вопроса сузит тему исследования. Изложение вопросов плана должно быть логически стройным, ясным. Для этого необходимо тщательно продумать внутреннюю логическую структуру каждого вопроса, разбить основные вопросы плана на подвопросы и, сверяясь с ними, приступить к написанию текста.

Студенту следует иметь ввиду, что работа не обязательно должна включать весь собранный материал. Для написания текста работы должны отбираться основные проблемы, которые дают возможность полно раскрыть содержание темы. Следует последовательно и четко изолить сущность рассматриваемых вопросов. Приводимые в работе материалы должны быть логически взаимосвязаны, чтобы каждый последующий материал был продолжением предыдущего и вытекал из приведенных выводов. Формулировки должны быть точными, понятными. Недостаточно четкая позиция и бедный, невыразительный язык изложения всегда затрудняет восприятие текста, обедняет содержание работы.

На качество курсовой работы существенное влияние оказывает умелое использование практического материала. Подбор данных материалов, их критическое осмысление и обработка составляют важнейший этап в подготовке и написании курсовой работы. Студент совместно с руководителем подбирает литературу и другие материалы (статические отчеты, результаты экспериментов и т.п.), необходимые для выполнения курсовой работы, согласно утвержденному ранее плану. При работе с литературой студент выписывает из нее цитаты, мнения ученых, определения, касающиеся предмета исследования, которые в последствии планируется включить в курсовую работу. Проработав литературные источники, студент делает по ним определенные выводы, с которыми в дальнейшем знакомит своего научного руководителя.

Оформление работы и консультации с научным руководителем по ее представлению на защиту Содержание работы следует иллюстрировать схемами, таблицами, диаграммами, графиками, фотографиями, рисунками и т.п. Графическому материалу необходимо давать пояснения в тексте.

Выполненная студентом курсовая работа проверяется в срок до 10 дней преподавателем-руководителем. При оценке работы учитывается ее содержание, актуальность, степень самостоятельности, оригинальность выводов и предложений, качество используемого материала, а также уровень грамотности (общий и специальный). Одновременно отмечаются ее положительные стороны и недостатки, указания на доработку. После проверки работа выдается студенту для ознакомления с замечаниями и исправлениями. Если же курсовая работа по заключению руководителя является неудовлетворительной и подлежит переработке, то после исправления она представляется на повторное рассмотрение. Оформление курсовой работы аналогично оформлению выпускной.

Защита курсовой работы Курсовая работа защищается перед комиссией, которая определяет уровень теоретических знаний и практических навыков студентов, соответствие работы предъявляемым к ней требованиям (либо – по усмотрению руководителя – в форме представления доклада на заседании проблемной группы, на студенческой научной конференции).

Комиссия по защите курсовых работ в составе 2 – 3 преподавателей (один из которых – руководитель курсовой работы) утверждается соответствующей кафедрой, как правило, за 10-15 дней до защиты.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: