Структура управления должна отражать цели и задачи организации, следовательно, быть подчиненной по отношению к структуре самой организации и меняться в месте с преобразованием организационных форм. ^то означает, что с прохождениями разных стадий жизненного цикла
Глава 1. Сущность и значение менеджмента
(становления, роста, зрелости и завершения деятельности) в структуре управления организацией необходимо проводить изменения.
Выделяют два типовых подхода, получивших наибольшее распространение на практике. Первый — это формирование структуры управления исходя из внутреннего строения организаций, разделения работ и рационализации управления. Второй подход исходит из необходимости постоянного приспособления структуры управления к условиям внешней среды.
При первом подходе главное внимание уделяется разделению работ на отдельные функции и соответствию ответственности работников управления предоставляемым полномочиям. На этой основе в течение многих десятилетий организации создавали так называемые формальные структуры управления, которые известны как иерархические и бюрократические.
|
|
Иерархия предполагает разноуровневое расположение звеньев управления по общности их функций.
Процесс проектирования иерархических структур, представлен следующими положениями:
• четкие линии прав, идущие сверху вниз (цепь команд);
• единоначалие, в соответствии с которым каждый работающий в организации не должен иметь более одного непосредственного руководителя;
• четкое определение подотчетности и прав каждого руководителя;
• соответствие прав и ответственности;
• абсолютная ответственность руководителей более высокого уровня за действие своих подчиненных;
• делегирование прав как можно ниже по управленческой вертикали;
• необходимая минимизация числа уровней;
• специализация работ с выделением одной основной функции для каждого работника;
• отделение линейных функций от штабных;
• ограничение сферы контроля (масштаба управляемости);
• простота и гибкость организации, обеспечивающие ее приспособляемость к изменяющимся условиям.
Концепция бюрократической структуры управления, сформированная социологом М. Вебером, содержит следующие принципиальные положения:
• осуществления службы на непрерывной основе;
28
^1
1.3. Система менеджмента
• четкое разделение труда, следствием которого является необходимость использования квалифицированных специалистов по каждой должности, а также определение их прав и ответственности;
• иерархичность управления, при которой нижестоящий уровень подчиняется и контролируется вышестоящим уровнем;
|
|
• наличие формальных правил и норм, обеспечивающих одинаковый подход к выполнению менеджерами своих задач и обязанностей; в соответствии с ними должностные лица получают права для выполнения функций, а также устанавливаются условия законного применения средств принуждения;
• осуществление найма на работу в соответствии с квалификационными требованиями к данной должности.
Второй подход характеризуется тем, что основное внимание уделяется связям организации с внешней средой и ее изменениям. Этот тип структуры получил название органического, и его главной характеристикой является групповая и индивидуальная ответственность каждого работника за общий результат.
Построение данной структуры происходит в рамках следующих принципов:
• ориентация на проблемы и возможности;
• снижение до минимума иерархии;
• полицентризм и смена лидеров в зависимости от решаемых проблем;
• временное закрепление функций за группами;
• высокий уровень горизонтальной интеграции между персоналом;
• ориентация культуры взаимоотношений на кооперацию, взаимную информированность, самодисциплину, развитие и самоорганизацию персонала.
Обеспечивая широту идей и подходов к решению проблем, новые принципы требуют пересмотра многих традиционных положений в области организации труда, его оплаты и оценки. В результате создания групповых форм в компаниях сокращается аппарат управления в высшем и среднем звеньях, растут квалификация, заинтересованность в развитии внутрифирменных рыночных отношений и инициативы, повышается ответственность работников.
Глава 1. Сущность и значение менеджмента
ФАКТОРЫ ФОРМИРОВАНИЯ СИСТЕМЫ МЕНЕДЖМЕНТА