Содержание деятельности менеджера

9.1. УПРАВЛЕНЧЕСКИЕ ФУНКЦИИ МЕНЕДЖЕРА

Важнейшее значение в работе менеджера имеет умение плодотворно воздействовать на подчиненных, управлять ими.

Менеджер должен организовывать и направлять работу, но насколько возможно, держаться в тени, дать своим подчиненным право ощутить се­бя полноценными участниками производственного процесса. Нужно ус­тупать как можно больше прав непосредственно исполнителям. Именно тогда большинство людей работает весьма успешно. Опытный менеджер многие текущие дела перепоручает подчиненным, чтобы выполнять свои непосредственные обязанности: планировать, направлять, организовы­вать работу коллектива в целом.

Многие менеджеры переоценивают собственные возможности и остав­ляют слишком много дел за собой. Исследование рабочего дня директоров ряда предприятий показало, что только 25% своего рабочего времени они посвящают действительно важным вопросам. Остальное время они тратят на мелочи, которые мог бы сделать кто-либо из подчиненных. Преуспевающий же руководитель умеет сосредоточить внимание на тех немногих основных направлениях деятельности, которые могут принести ощутимую прибыль. Менеджер должен основное внимание уделять итогам работы, а не процессу.

Большинство же менеджеров тонут в бумагах, кроме текущей работы, ничего не видят и не знают, всегда так заняты, что не успевают задумать-Ся о том, чего же они добились и добиваются. Многие менеджеры забы­вают о настоящей причине существования предприятия и думают, «как», а Не «что» они делают. Редко кто из управленцев отвечает правильно, за


Глава 9. Содержание деятельности менеджера

что ему на самом деле платят. А платят ему не за то, что он возглавляет цех или отдел, а за вклад его подразделения в результаты работы. Напри­мер, на этот же вопрос начальник планово-экономического отдела пред­приятия отвечает, что его задача — представить директору данные об экономической стороне деятельности, причем такие, которые облегчают ему принятие решения. Выслушав такого руководителя, можно сделать вывод о хорошей организации деятельности всего предприятия.

Чем больше люди посвящают себя настоящему делу, тем меньше от­влекаются на внутренние проблемы, которые могут отнимать значитель­ную часть рабочего времени. Опытный и энергичный менеджер постоян­но занят поиском оригинальных решений или помогает тем, кто способен что-то новое и интересное предложить. Он не боится нововведений, по­тому что знает, что никогда нельзя успокаиваться, никто и ничто в жизни не стоит на месте. Если же предприятие не старается идти в ногу со вре­менем, оно рано или поздно отстанет. Вот почему руководителю важно быть в курсе основных открытий и изменений.

Дальновидный менеджер, заботясь о завтрашнем дне, старается все делать без излишней спешки, так как знает, что неожиданный срыв от­бросит его назад. Такой менеджер всегда планирует запас времени — на всякий случай. Менеджеру необходимо научиться следить за тем, как он распоряжается рабочим временем, иначе он не сделает ничего стоящего. И иногда следует спрашивать себя «Что я сделал?» или «Не занимаюсь ли я тем, что могут сделать мои подчиненные?»

Менеджеру необходимо строго следить за распорядком дня, уметь отличать существенное от второстепенного. Некоторые из менеджеров заблуждаются, полагая, что обязаны присутствовать на всех без исключе­ния переговорах, обсуждениях и торжествах. Многие мероприятия могут успешно проводить заместители, а сам менеджер может в это время за­ниматься выполнением таких работ, которые он никому поручить не мо­жет. Необходимое время и спокойная обстановка крайне желательны ме­неджеру для решения большинства проблем.

Решая серьезные дела, менеджер не должен отвлекаться на телефон­ные разговоры, беседы с секретарем и т.п. Нельзя важную работу делать урывками. Менеджер не может надеяться только на удачу, не беспокоясь о будущем. Он должен владеть ситуацией.

Преуспевающий менеджер не позволяет событиям развиваться самим по себе, он организует дела так, чтобы добиваться нужных ему результатов. 376


9.1. Управленческие функции менеджера

Менеджеру мало владеть знаниями, нужно уметь их применять, причем во­время. Избежать неприятностей, срывов и кризисов трудно. Но именно пе­реходя через такие испытания, формируется настоящий менеджер.

Конечно, ему следует изначально быть внимательным, предвидеть развитие событий и стараться избежать неприятностей. Но если уж кри­зис наступил — надо бить тревогу и действовать, а не сидеть сложа руки, ожидая помощи от руководства.

Раньше наука об управлении особое значение придавала менеджеру, который должен был направлять и контролировать людей. За последнее время представление об этом в корне изменилось: человека в большей степени должно направлять желание хорошо делать свое дело.

Необходимо развивать «человеческий фактор»: создавать у людей де­ловой настрой, вдохновлять на результативную работу, ставить перед ними большие цели и настраивать на их достижение, т.е. строить новые принципы управления, управления целями, намерениями людей. Только при новом подходе можно сплотить коллектив — ведь каждый осознает цели и работает на них. Внедрение нового подхода, делающего человека активным участником всего производственного процесса, особенно важ­но для вспомогательных служб, так как мешает сосредоточиваться им только на собственных заботах, и они начинают трудиться в интересах всего предприятия.

Там, где господствует новая философия управления и по-новому рас­пределяются обязанности, молодежь может проявлять себя быстрее. Это прекрасный способ вырастить энергичных менеджеров, способных при­нимать решения и брать ответственность на себя — дать им в руки на­стоящее дело и затем спросить с них. Возможно, величайшая заслуга подхода, ориентированного на человека, состоит в том, что побуждает каждого делать все, на что он способен, а не работать так, как придется.

Этот способ дает менеджеру возможность почувствовать себя на­стоящим лидером коллектива.

Сосредоточьте свое внимание на сильных сторонах человека и за­будьте о его недостатках. Каждый знает их сам и старается сдерживать. Настоящий менеджер не берет в расчет человеческие слабости. Если у человека нет недостатков, талантов, вероятно, у него тоже нет — перед нами посредственность.

Полицейские методы (различные выговоры, взыскания, лишение премии) стоит применять крайне редко: от них больше вреда, чем пользы.


Глава 9. Содержание деятельности менеджера

Менеджер должен уметь добиваться полного взаимопонимания со своими подчиненными.

Менеджеру не следует бояться покинуть свой кабинет и пойти пого­ворить с тем, кто в данный момент ему нужен. Всегда хорошо действует на сотрудников, если начальство заходит к ним обсудить кое-какие во­просы.

Следует помнить, что и у руководителей бывает плохое настроение, минуты гнева. Лучше ничего не делать, подождать, пока придешь в себя, сможешь улыбнуться, вспоминая свои проблемы.

Если кто-то из подчиненных допускает оплошность, обычно следует разнос, и человек покидает кабинет менеджера обиженным или серди­тым. А нужно было поговорить с ним так, чтобы он вышел с желанием не допускать подобных ошибок. Только в этом случае он через некоторое время не расстроит своего менеджера снова.

Менеджер должен отучить подчиненных прибегать к нему с каждой своей проблемой и научить приходить с уже готовыми решениями, пред­ложениями и советами. Такой подход не только сбережет время менед­жера, но и будет стимулировать творческие возможности работников. Менеджер всегда должен помнить, что работников должно быть не больше, чем требуется для определенного дела, так как при переизбытке рабочей силы результаты всегда хуже. Менеджер должен иногда спраши­вать подчиненных, где и чем он может им помочь.

Некоторые организации и предприятия поощряют письма подчинен­ных менеджерам, в которых подчиненные рассказывают о трудностях и проблемах, дают предложения об улучшении работы.

Необходимо беречь время своих подчиненных. Ведь если директор не жалеет времени менеджеров подразделений, они тоже не беспокоятся о времени своих подчиненных.

Опытный менеджер не торопится поскорее завершить разговор с под­чиненным. Иногда он просит не соединять его ни с кем по телефону. В спокойной обстановке о многом можно поговорить. А посетитель после такого разговора выходит воодушевленным.

Кадровые вопросы относятся к наиболее актуальным, так как от лю­дей больше всего зависит успех предприятия. Поиск знающих и энергич­ных работников — одна из основных задач менеджера. При приеме ново­го сотрудника рекомендуется не забывать, что нет человека, который бы подошел предприятию на все 100%. Чтобы сделать наиболее удачный 378


9.1. Управленческие функции менеджера

ъгбор, необходимо время, но менеджер должен правильно оценить пер­спективы того или иного работника на данном предприятии.

Быть лидером — значит, уметь воздействовать на лучшие стороны личности другого человека, развивать их. У каждого человека есть спо­собности к чему-либо. Желательно сосредоточиться на этих возможно­стях и постараться забыть о недостатках, поскольку можно пройти мимо сильной личности, так как большие люди имеют и большие недостатки.

Главное достоинство знатока тонкостей человеческих взаимоотноше­ний Дейла Карнеги в том, что он знал, как составить мнение о людях и как их использовать. На его могиле следовало бы написать: «Здесь лежит человек, который умел заставить людей трудиться с наибольшей отда­чей». Карнеги прекрасно умел использовать умственные и профессио­нальные способности людей.

На каждом предприятии есть люди, которые любят вводить в заблуж­дение других или, не зная всего, делают совершенно неверные выводы, а все свои замечания высказывают очень эмоционально. Нередко необосно­ванные слухи распространяются гораздо быстрее точной информации. Ме­неджеры должны научиться предупреждать расползание слухов, предлагая собственную и логически обоснованную точку зрения на эти же события.

Людей, которые рождаются лидерами, мало. Но тем не менее воспитать таких людей и сделать их хорошими менеджерами можно. Это не так слож­но — познать азы менеджмента и, наблюдая за другими, овладеть практиче­скими навыками, сформулировать соответствующее мышление и привычки.

Наиболее важная задача для менеджера — помогать людям совер­шенствоваться и расти. Никто не развивается быстрее человека, который занимается тем, что способствует развитию других людей.

Даже более того: не помогая другим совершенствоваться, человек не способен развиваться сам. Многие менеджеры очень гордятся людьми, становлению которых в свое время помогли.

вопросы для проверки

1 • В чем состоит сущность рационального разделения функций между менеджером и его подчиненными?

2. Каково соотношение текущих и перспективных вопросов в дея­тельности менеджера?

3. Каково значение четкого учета и контроля использования рабочего времени менеджера и его подчиненных?


Глава 9. Содержание деятельности менеджера

4. Перечислите основные методы воспитания, а также роль и значение лидерских качеств менеджера.

5. Каково значение соблюдения распорядка рабочего дня менеджера?

6. В чем состоит суть решения кадровых вопросов менеджером?

7. Каково значение сосредоточенности внимания менеджера на итогах работы?

9.2. ВОСПИТАТЕЛЬНАЯ ФУНКЦИЯ МЕНЕДЖЕРА

Воспитание имеет дело с развитием вполне определенных личност­ных качеств человека, обусловленных требованиями общества. Воспита­ние нацелено на формирование только такой личности, которая необхо­дима цивилизованному обществу.

В практической воспитательной деятельности менеджер может вос­пользоваться целым рядом методов педагогического воздействия.

Все методы воспитания можно подразделить на две категории:

• методы, оценивающие деятельность подчиненных;

• методы, побуждающие их к вполне определенным действиям.

К первой группе относятся поощрение и порицание, ко второй — убеждение и побуждение.

МЕТОД ПООЩРЕНИЯ

Поощрение выступает в разных формах: от одобрительного взгляда и искреннего пожатия руки до премии и награды. В поощрении отражается положительная оценка деятельности подчиненных. Такая оценка стано­вится стимулом поведения. Однако таковым поощрение становится лишь при соблюдении ряда педагогических требований:

а) тот, кто поощряется, должен четко понимать, за что он поощряется;
коллектив, в котором работает поощряемый, должен представлять, в
чем состоят заслуги того человека, который поощряется;

б) нельзя превращать поощрение в «плату» за работу, за соблюдение
обычных норм поведения;

в) поощрение должно быть своевременным, его нельзя откладывать;

г) поощрение должно быть гласным.
380


9.2. Воспитательная функция менеджера


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: