Понятие и классификация коммуникаций

Коммуникация – это обмен информацией, на основе которого аппарат управления (руководитель) получает информацию, необходимую для принятия управленческих решений и доводит принятые решения до работников предприятия. Если коммуникации в предприятии налажены плохо, то решения могут быть ошибочными.

Существуют коммуникации между уровнями и подразделениями предприятия. Информация перемещается внутри предприятия с уровня на уровень в рамках вертикальных коммуникаций (межуровневые коммуникации). Она может передаваться с высшего уровня на низший (вертикальные по нисходящей). Помимо этого, предприятия нуждаются в коммуникациях по горизонтали: обмен информации между подразделениями.

Очень важны коммуникации по восходящей, т.е. информация должна поступать от подчинённых руководителю. На предприятиях существуют ещё и неформальные коммуникации. Канал неформальных коммуникаций – это распространение на предприятии слухов. Вербальные коммуникации – получение информации с помощью слов, невербальные – язык тела, мимика лица, интонации голоса

Процесс управления между субъектом и объектом управления устанавливаются прямые и обратные связи. Они называются внутренними коммуникациями и служат главным инструментом управленческого воздействия. Кроме того, любая организация осуществляет обмен информацией с внешней средой (с поставщиками, покупателями, органами власти и т.д. Эти связи с внешней средой называют внешними коммуникациями. Коммуникации могут быть межличностными и организационными.

Классификация коммуникаций

           
     
 


По направлению По виду По средствам передачи По виду

отправителяпередачи информации получателя

Вертикальные Формальные Вербальные Внешние

Горизонтальные Неформальные Невербальные (деловые парт.,

Слухи учреждения)

Внутрифирмен.

Рис. 18. Классификация коммуникаций

5.1.2. Коммуникационный процесс:
этапы, элементы процесса коммуникаций, обратная связь и помехи

Коммуникационный процесс – это обмен информацией между двумя и более людей. Коммуникационный обмен можно представить в виде схемы:

В процессе коммуникационного обмена выделяют четыре базовых элемента: отправитель, сообщение, канал, получатель:

- отправитель – это лицо собирающее или генерирующее идею;

- сообщение – информация, закодированная с помощью символов;

- канал – средство передачи информации;

- получатель – лицо (или подразделение организации), для которого предназначена информация.

 
 


Отправитель

 
 


Формулирует или отбирает

 
 


Идея

 
 


Кодирует и выбирает канал

       
   


Сообщение

Передаёт по каналу

 
 


Получатель


Декодирует

 
 


Понятнали идея?

Рис. 19. Схема коммуникационного процесса

При обмене информацией отправитель и получатель проходят несколько взаимосвязанных этапов. На первом этапе происходит зарождение идеи или сбор информации отправителем. На втором этапе информация кодируется и выбирается канал связи. На третьем этапе осуществляется передача закодированной информации. На четвёртом этапе информация декодируется получателем. После того как информация получена, обычно осуществляется обратная связь, т.е. получатель становится отправителем информации, и все этапы повторяются.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: