Классификация убежищ по вместимости, месту расположения и времени возведения

скохозяйственных угодий, транспорта, других технических средств, средств защиты, одежды, имущества, продовольствия и воды;

• эвакуация или отселение граждан из зон, в которых уро­вень загрязнения превышает допустимый для проживания на­селения.

В случае химической аварии проводятся следующие основные мероприятия:

• обнаружение факта химической аварии и оповещение о ней;

• разведка химической обстановки в зоне химической ава­рии;

• соблюдение режимов поведения на территории, заражен­ной АХОВ, норм и правил химической безопасности;

• обеспечение населения, персонала аварийного объекта и участников ликвидации последствий химической аварии сред­ствами индивидуальной защиты органов дыхания и кожи, применение этих средств;

• эвакуация населения (при необходимости) из зоны ава­рии и зон возможного химического заражения;

• укрытие населения и персонала в убежищах, обеспечи­вающих защиту от АХОВ;

• оперативное применение антидотов и средств обработки кожных покровов;

• санитарная обработка населения, персонала аварийного объекта и участников ликвидации последствий аварии;

• дегазация аварийного объекта, объектов производствен­ного, социального, жилого назначения, территории, техниче­ских средств, средств защиты, одежды и другого имущества.

Значительную роль в общем комплексе мер по защите на­селения от чрезвычайных ситуаций природного и техногенно­го характера выполняют мероприятия медицинской защиты. К ним относятся:

• подготовка медперсонала к действиям в чрезвычайных ситуациях, медико-санитарная и морально-психологическая подготовка населения;

• заблаговременное накопление медицинских средств ин­дивидуальной защиты, медицинского имущества и техники, поддержание их в готовности к применению;

• поддержание в готовности больничной базы органов здравоохранения независимо от их ведомственной принадлеж­ности и развертывание при необходимости дополнительных лечебных учреждений;

• медицинская разведка в очагах поражения и в зоне чрез­вычайной ситуации;

• проведение лечебно-эвакуационных мероприятий в зоне чрезвычайной ситуации;

• медицинское обеспечение населения в зоне чрезвычай­ной ситуации и участников ликвидации ее последствий;

• контроль продуктов питания, пищевого сырья, фуража, воды и водоисточников;

• проведение санитарно-гигиенических и противоэпиде­мических мероприятий с целью обеспечения эпидемического благополучия в зонах чрезвычайных ситуаций.

Важным элементом защиты населения и территорий явля­ются мероприятия по обеспечению пожарной безопасности, кото­рые включают в себя:

• нормативное правовое регулирование и осуществление государственных мер в области пожарной безопасности;

• разработка и осуществление мер пожарной безопасности;

• реализация прав, обязанностей и ответственности граж­дан в области пожарной безопасности;

• проведение противопожарной пропаганды и обучение населения правилам пожарной безопасности;

• содействие деятельности добровольных пожарных дру­жин и объединений пожарной охраны, привлечение населения к обеспечению пожарной безопасности;

• информационное обеспечение в области пожарной без­опасности;

• осуществление государственного пожарного надзора и других контрольных функций по обеспечению пожарной безо­пасности;

• лицензирование деятельности, сертификация продукции и услуг в области пожарной безопасности;

• противопожарное страхование, установление налоговых льгот и осуществление иных мер социального и экономиче­ского стимулирования обеспечения пожарной безопасности;

• тушение пожаров и проведение связанных с ними перво­очередных аварийно-спасательных работ.

Важным фактором, влияющим на результативность защит­ных мероприятий, является подготовка населения в области гражданской обороны и защиты от чрезвычайных ситуаций.

Под ней понимается целенаправленная деятельность феде­ральных органов исполнительной власти, органов исполни­тельной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и организаций, направленная на ов­ладение всеми группами населения знаниями и практически­ми навыками по защите от чрезвычайных ситуаций природно­го и техногенного характера, а также от опасностей, возникаю­

щих при ведении военных действий или вследствие этих действий.

Подлежат обучению в области гражданской обороны следую­щие группы населения:

• руководители федеральных органов исполнительной власти, главы органов исполнительной власти субъектов Рос­сийской Федерации, руководители органов местного само­управления и организаций;

• должностные лица и работники гражданской обороны;

• личный состав нештатных аварийно-спасательных фор­мирований и спасательных служб;

• работающее население;

• учащиеся учреждений общего образования и студенты учреждений профессионального образования;

• неработающее население.

Подготовку в области защиты от чрезвычайных ситуаций проходят:

• руководители федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и организаций;

• председатели комиссий по чрезвычайным ситуациям и пожарной безопасности фередеральных органов исполнитель­ной власти, органов исполнительной власти субъектов Россий­ской Федерации, органов местного самоуправления и органи­заций;

• работники федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Феде­рации, органов местного самоуправления и организаций, спе­циально уполномоченные решать задачи по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и входящие в состав орга­нов управления РСЧС;

• работающее население;

• учащиеся учреждений общего образования и студенты учреждений профессионального образования;

• неработающее население.

Обучение в области гражданской обороны и защиты от чрезвычайных ситуаций осуществляется в рамках единой сис­темы подготовки населения. Оно является обязательным и проводится в учебных заведениях МЧС России, в учреждениях повышения квалификации федеральных органов исполнитель­ной власти и организаций, в учебно-методических центрах по гражданской обороне и чрезвычайным ситуациям субъектов Российской Федерации, на курсах гражданской обороны му­ниципальных образований, по месту работы, учебы и прожи­вания граждан.

Основными задачами обучения населения в области граждан­ской обороны и защиты от чрезвычайных ситуаций являются:

• изучение правил поведения, способов защиты и действий в чрезвычайных ситуациях мирного и военного времени, по­рядка действий по сигналам оповещения, приемов оказания первой медицинской помощи пострадавшим, правил пользо­вания средствами индивидуальной и коллективной защиты;

• совершенствование практических навыков руководителей всех уровней в организации и выполнении мероприятий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций, меро­приятий гражданской обороны, а также навыков управления си­лами и средствами РСЧС и гражданской обороны при проведе­нии аварийно-спасательных и других неотложных работ;

• овладение личным составом сил РСЧС и гражданской обороны приемами и способами действий по защите населе­ния, территорий, материальных и культурных ценностей при чрезвычайных ситуациях мирного и военного времени.

С целью непосредственной защиты населения от воздейст­вия поражающих факторов источников чрезвычайных ситу­аций выполняются аварийно-спасательные и другие неотлож­ные работы.

Аварийно-спасательные работы включают в себя:

• разведку маршрутов движения и участков работ;

• локализацию и тушение пожаров на маршрутах движе­ния и участках работ;

• устранение или доведение до минимально возможного уровня факторов, препятствующих ведению спасательных работ;

• поиск и извлечение пострадавших из поврежденных и горящих зданий, загазованных, затопленных и задымленных помещений, из завалов и блокированных помещений;

• оказание первой медицинской и врачебной помощи пострадавшим и эвакуация их в лечебные учреждения;

• вывоз (вывод) населения из опасных зон;

• санитарная обработка людей, ветеринарная обработка животных, дезактивация, дезинфекция и дегазация техники, средств защиты и одежды, обеззараживание территории и со­оружений, продовольствия, воды, продовольственного сырья и фуража.

Аварийно-спасательные работы проводятся в максимально сжатые сроки. Это объясняется необходимостью скорейшего оказания медицинской помощи пострадавшим, а также тем, что объемы разрушений и потерь могут возрастать вследствие воздействия вторичных поражающих факторов (пожаров, взрывов, затоплений и т. п.).

В целях создания условий для проведения аварийно-спаса­тельных работ, предотвращения дальнейших разрушений и по­терь, вызываемых вторичными поражающими факторами, а также обеспечения жизнедеятельности объектов экономики и пострадавшего населения проводятся неотложные работы. Эти работы включают в себя:

• прокладывание колонных путей и устройство проходов в завалах и зонах заражения (загрязнения);

• локализация аварий на газовых, энергетических, водо­проводных, канализационных, тепловых и технологических се­тях с целью создания безопасных условий для проведения спа­сательных работ;

• укрепление или обрушение конструкций зданий и соору­жений, угрожающих обвалом или препятствующих безопасно­му проведению спасательных работ;

• ремонт и восстановление поврежденных и разрушенных линий связи и коммунально-энергетических сетей в целях обеспечения спасательных работ;

• обнаружение, обезвреживание и уничтожение невзорвав- шихся боеприпасов и других взрывоопасных предметов;

• ремонт и восстановление поврежденных защитных со­оружений гражданской обороны для укрытия населения от возможного повторного воздействия поражающих факторов;

• санитарная очистка территории в зоне чрезвычайной си­туации;

• первоочередное жизнеобеспечение пострадавшего насе­ления.

В ходе аварийно-спасательных и других неотложных работ организуется и проводится их всестороннее обеспечение. К ос­новным видам обеспечения относятся:

• техническое обеспечение, которое организуется с целью поддержания в рабочем состоянии всех видов транспорта, ин­женерной и другой специальной техники, используемой для ликвидации чрезвычайной ситуации;

• транспортное обеспечение, выполняющее задачи по вы­возу эвакуируемого населения, доставке сил и средств РСЧС к местам работ, перевозке в безопасные районы материальных ценностей;

• дорожное обеспечение, которое выполняет задачи по поддержанию дорог и дорожных сооружений в проезжем со­стоянии, строительству новых дорог, оборудованию колонных путей и переправ;

• гидрометеорологическое обеспечение, организуемое с целью всесторонней оценки элементов погоды, своевременно­го выявления опасных метеорологических и гидрометеороло­

гических явлений и процессов, оценки их возможного влия­ния на действия сил РСЧС и проведение мероприятий по за­щите населения;

• метрологическое обеспечение, заключающееся в органи­ зации правильного применения и содержания измерительных приборов, создании их обменного фонда и резерва;

• материальное обеспечение, организуемое для беспере­бойного снабжения сил РСЧС материальными средствами, не­обходимыми для проведения аварийно-спасательных и других неотложных работ, а также для жизнеобеспечения населения и участников ликвидации чрезвычайных ситуаций;

• комендантская служба в зоне чрезвычайной ситуации, обеспечивающая организованное и своевременное развертыва­ние органов управления и сил РСЧС, выдвижение их в исход­ные районы и к местам проведения аварийно-восстановитель- ных и других неотложных работ.

В зависимости от физической природы поражающих фак­торов, характера чрезвычайной ситуации и ее масштаба неко­торые виды обеспечения становятся основными видами ава­рийно-спасательных и других неотложных работ. Так, напри­мер, разведка во многих чрезвычайных ситуациях является составной частью аварийно-спасательных и других неотлож­ных работ, инженерные мероприятия включаются в эти рабо­ты при масштабных разрушениях, обширных площадях загряз­нений. При радиационных и химических авариях мероприятия радиационной и химической защиты составляют важную часть аварийно-спасательных и других неотложных работ. В случае значительных санитарных потерь первостепенное значение в комплексе ликвидационных мер отводится мероприятиям ме­дицинской защиты.

Проведение аварийно-спасательных работ в зонах чрезвы­чайных ситуаций условно подразделяется на три этапа. На на­чальном этапе выполняют экстренные мероприятия по защите населения, спасению пострадавших местными силами и под­готовке группировок сил и средств к проведению работ. На следующем этапе (II этап) проводят непосредственно аварий­но-спасательные и другие неотложные работы. На завершаю­щем этапе (III этап) заканчивают аварийно-спасательные и другие неотложные работы, постепенно передают функции уп­равления местным администрациям и осуществляют вывод группировок сил РСЧС из зоны чрезвычайной ситуации.

Оперативное построение группировки сил РСЧС должно позволять проводить аварийно-спасательные работы в возмож­но короткие сроки (1—3 суток), а их организация (эшелониро­

вание) обеспечивать своевременное выполнение всего перечня работ.

В первом эшелоне сил, выполняющих аварийно-спасатель­ные и другие неотложные работы, как правило, принимают участие:

• дежурные подразделения поисково-спасательных служб (отрядов);

• ведомственные подразделения газо- и горноспасателей;

• дежурные караулы противопожарных подразделений;

• дежурные подразделения скорой медицинской помощи;

• маневренные поисковые водолазные группы, постоянно действующие спасательные посты и другие подразделения Государственной инспекции по маломерным судам (ГИМС) МЧС России.

Они прибывают в район бедствия в течение 30 минут. Ос­новными задачами сил первого эшелона являются локализация чрезвычайной ситуации, тушение пожаров, организация ради­ационного и химического контроля, проведение поисково-спа­сательных работ, оказание первой медицинской помощи.

Если силы первого эшелона не в состоянии выполнить за­дачу по ликвидации чрезвычайной ситуации, в работу включа­ется второй эшелон. В состав этого эшелона входят:

• аварийно-спасательные подразделения поисково-спаса­тельной службы и войск гражданской обороны;

• подразделения Государственной противопожарной служ­бы;

• специализированные подразделения экстренной меди­цинской помощи;

• ведомственные подразделения спасателей;

• подразделения ГИМС МЧС России.

Срок их прибытия в район бедствия не более 3 часов. Ос­новными задачами этого эшелона являются проведение ава­рийно-спасательных и других неотложных работ, радиацион­ная и химическая разведка, жизнеобеспечение пострадавшего населения, оказание медицинской помощи.

Если в течение 3 часов задачи не выполнены в полном объ­еме, то к работе приступает третий эшелон. Силы третьего эшелона включают в себя:

• войска гражданской обороны, оснащенные тяжелой тех­никой;

• соединения и воинские части Вооруженных Сил РФ;

• специализированные части строительно-монтажных ор­ганизаций.

Срок их прибытия к месту бедствия от 3 часов до несколь­ких суток. Силы третьего эшелона осуществляют радиацион­ный и химический контроль, проводят аварийно-спасательные

и Другие неотложные работы, восстанавливают первичное жизнеобеспечение в районах бедствия (подача электроэнергии, тепла, восстановление транспортных магистралей, обеспече­ние пострадавших питанием, водой и т. п.).

Для выполнения внезапно возникающих задач и наращива­ния усилий на основных направлениях аварийно-спасательных и Других неотложных работ в группировке сил предусматрива­ется резерв сил и средств.

Проведение аварийно-спасательных и других неотложных работ осуществляется силами и средствами той территориаль­ной подсистемы РСЧС, на территории или объектах которой они возникли. Если масштабы бедствия таковы, что самостоя­тельно эта подсистема справиться с ликвидацией его последст­вий не может, к аварийно-спасательным работам привлекают­ся силы и средства МЧС России центрального подчинения и федеральных органов исполнительной власти.

На объектах аварийно-спасательные и другие неотложные работы, как правило, проводятся силами постоянной готов­ности объектового и местного уровней РСЧС, а также нештат­ными аварийно-спасательными формированиями.

Порядок работы руководителей аварийно-спасательных формирований (далее — руководитель формирования) при ор­ганизации аварийно-спасательных и других неотложных работ указан на схеме 7.

Схема 7


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: