Шахтная подъёмная установка является одним из важнейших звеньев транспортной цепи добывающих предприятий. По назначению шахтные подъёмные установки классифицируют следующим образом: грузовые, людские, грузолюдские, проходческие.
По типу органов навивки подъёмные машины могут быть следующих конструкций: барабанные и фрикционные (со шкивом трения).
Фрикционные подъёмные машины - это машины, у которых движение канату передаётся за счёт сил трения. В качестве канатоведущего органа в таких машинах используются одноканатные или многоканатные шкивы трения.
Машины с многоканатными шкивами трения широко используются в настоящее время как для оборудования глубоких шахт большой производительности, так и для клетевых подъемов для шахт средней глубины.
К преимуществам машин со шкивами трения относят:
· меньший диаметр подъёмных канатов и канатоведущего шкива
· подъемные машины устанавливаются над стволом на копре башенного типа, что уменьшает общую площадь капитальных сооружений.
|
|
· компактность и малые размеры подъемной машины
· возможность подъёма больших грузов (до 60 т) с глубины до 1500-2000 м
· при многоканатной подвеске при обрыве одного из канатов исключено падение клети, что повышает безопасность установки и обуславливает отсутствие необходимости устанавливать парашюты
· нет необходимости относить машинное здание на значительное расстояние от копров
К недостаткам следует отнести:
· эти установки имеют определенные эксплуатационные неудобства при навеске, смене и надзоре за канатами
· большая высота (до 120 м) копров, большие объемы, сроки строительства, также стоимость возведения, что снижает их технологические возможности.
· ограниченная тяговая способность, определяемая величиной угла обхвата канатами шкива трения и как следствие трудности настройки тормозной системы машины, которая с одной стороны должна обеспечить своевременную остановку машины, а с другой – не вызывать проскальзывания канатов, что неоднократно становилось причиной крупных аварий.
· неприемлемость использования для малых глубин из-за сравнительно большой величины замедления, свободного выбега машины при недостаточной массивности движущихся элементов.
· необходимость применения уравновешивающих канатов