Авторитарный стиль руководства – для данного стиля характерно единоличное принятие решений, жесткий контроль за их исполнением, сотрудники должны исполнять лишь то, что им приказано.
Анализ безубыточности — это количественный прием планирования, помогающий менеджерам распределять уровень продаж, при котором итоговые доходы равны итоговым затратам и компания выходит на уровень самоокупаемости.
Антикризисный менеджмент – деятельность по обнаружению ранних признаков наступающего кризиса, идентификации финансовых состояний предприятия, введения в случае кризиса специфических механизмов планирования, организации, мотивации, анализа и контроля с целью уменьшения негативных последствий для организации.
Балансовый метод планирования основан на состыковке бюджета ресурсов, которыми будет располагать организация, и бюджета потребностей в рамках планового периода.
Бизнес-план – план-программа предпринимательской деятельности, прописывающая проводимые мероприятия и действия, направленные на достижение поставленной цели (например, осуществления сделки).
|
|
Бренд (брэнд, brand) — торговая марка, обладающая устойчивыми ассоциациями (имиджем); это название, термин, знак, символ, рисунок или любая идентификационная фирменная комбинация, обозначающая продукт и дифференцирующая его от продукта конкурентов.
Бюджетный метод планирования основан на составлении отчетных и плановых бюджетов, т. е. таблиц, отражающих состояние или распределение имеющихся у организации ресурсов в соответствии с поставленными целями.
Вертикальная коммуникация – формальные каналы коммуникации с направлением вверх или вниз, узаконенные иерархической структурой организации, от высшего административного состава к низшему уровню исполнителей и наоборот.
Властные полномочия – определенное и обеспеченное внутренним распорядком право отдавать распоряжения относительно подконтрольных организационных ресурсов организации.
Власть -это способность и возможность оказывать воздействие на поведение и деятельность других людей.
Влияние – это любое поведение одного индивида, которое вносит изменения в поведение, отношения, ощущения другого индивида.
Внешний PR - работа с внешней средой компании: с конкурентами, партнерами, инвесторами, покупателями, клиентами, со всеми, кроме сотрудников компании.
Внешняя среда организации – это все элементы внешнего мира, способные воздействовать на успешность деятельности организации. Традиционно внешняя среда делиться на среду прямого воздействия и косвенного воздействия.
Внутренний PR (внутрикорпоративный) – это комплекс мероприятий по с целью создания благоприятных и доверительных отношений руководства компании с персоналом на всех уровнях управления. Во внутреннем PR большое значение имеет корпоративная культура.
|
|
Внутренняя среда организации – это набор переменных факторов внутри организации, определяющих возможности и условия ее деятельности.
Вознаграждение – это все, что работник считает ценным для себя.
Географическая дивизиональная структура – разновидность дивизиональной организационной структуры, согласно которой формируются хозяйственные подразделения по принципу региональной специализации.
Групповая социализация – процесс приобщения индивидуума к групповой культуре, внушение идей и насаждение принципов по мере усвоения основных ценностей и поведенческих норм группы.
Групповые нормы — это определенные правила, которые выработаны группой, приняты ею и которым должно подчиняться поведение ее членов, чтобы их совместная деятельность была возможна.
Горизонтальная коммуникация – формальные, закрепленные иерархической структурой организации каналы коммуникации, нацеленные на обмен деловой информацией между сотрудниками, занимающими равное положение в организации как внутри одного отдела, так и между отделами.
Делегирование представляет собой процесс передачи менеджерами властных полномочий, а также ответственности сотрудникам, занимающим более низкие позиции в иерархии организации.
Деловая этика – это совокупность этических принципов и норм, которыми должна руководствоваться деятельность организаций и их членов в сфере управления и предпринимательства. Деловая этика организации предполагает деятельность, которая необязательно регламентируется законодательством и не всегда служит экономическим интересам организации, она есть одно из проявлений организационной культуры организации.
Демократический стиль руководства – для данного стиля характерно коллегиальное обсуждение проблем, учет мнений и инициатив сотрудников, совместное принятие решений, сотрудники ответственны и способны сами контролировать ход выполнения решений.
Дерево целей – схематически выполненная система, состоящая из большого количества системных единиц, которые служат ориентирами в деятельности подразделений и служб организации.
Децентрализация предусматривает смещение полномочий по принятию решений в направлении нижних уровней организации.
Дивизиональная организационная структура – структура, построенная по принципу формирования хозяйственных подразделений (дивизионов) по ряду критериев. К ним относятся: продукт, потребитель, географический регион.
Дивизиональная структура, ориентированная на потребителя – разновидность дивизиональной организационной структуры, согласно которой формируются хозяйственные подразделения по определенным группам потребителей.
Дивизионально-продуктовая структура – разновидность дивизиональной организационной структуры, согласно которой формируются хозяйственные подразделения по виду выпускаемых товаров и услуг.
Закрытая система – полностью автономная система, которая не взаимодействует с окружающей средой и не зависит от нее. В ранних концепциях менеджмента (Фредерик У. Тейлор, Анри Файоль и другие) организация рассматривается как закрытая система.
Изучение общественного мнения – это исследование, проводимое с целью выявления побуждений, реакций и поведения потребителей. Проведение фокус-групп, интервью и других методов, используемых в ходе этого исследования.
Инвестиционный менеджмент – деятельность по организации и планированию финансового и портфельного инвестирования, оценке эффективности инвестиционных проектов.
|
|
Индивидуальность – это единство неповторимых личностных свойств конкретного человека, своеобразие его психофизиологической структуры (тип темперамента, интеллект, мировоззрение и т.д.).
Инновационный менеджмент – комплекс действий, нацеленный на достижение или поддержание требуемого уровня конкурентоспособности организации путем управления инновационными процессами. Объекты инновационного менеджмента: инновация и инновационный процесс.
Интеграция – процесс, направленный на сохранение целостности системы, упрочнение ее связей и соподчинение частей. Под интеграцией с точки зрения менеджмента, понимается процесс объединения усилий всех подразделений организации для достижения ее целей и задач.
Интервальный прогноз представляет собой интервал значений «от» и «до», ширина которого прямо пропорциональна вероятности исполнения.
Информационный менеджмент – деятельность по организации, планированию и контролю над процессом переработки разрозненных исходных данных в надежную и оперативную информацию для принятия управленческого решения.
Кадровый менеджмент – деятельность по организации системы подбора и расстановки персонала управления, планирования потребности в кадрах, организации системы оценки и аттестации управленческого персонала, контролю над человеческими ресурсами.
Каналы коммуникации – путь или технология, по которым передаются сообщения (например: телефон, личная встреча, Интернет и т.д.).
Категории управленческих кадров - группы работников управления, выполняющих различные работы (операции, процедуры) и играющих разные роли в подготовке и принятии управленческих решений.
Качественные прогнозы – предсказания событий, основанные на суждении экспертов (метод Дельфи, метод совокупного мнения продавцов, метод экспертных оценок и другие).
Качество управления – совокупность свойств, присущих управлению и отражающих его реальное состояние, особенность и соответствие потребностям развития производства.
|
|
Количественные прогнозы – предсказания будущие значений данных, путем применения набор математических правил к последовательности прошлых значений данных.
Команда – это группа людей со взаимодополняющими навыками, решающих общую задачу на основе интеграции знаний по правилам, выработанным сообща. Члены команды совместно определили процедуру и процесс совместной деятельности, и несут ответственность за общий результат.
Командная цепочка — это неразрывная линия властных полномочий, связывающая сотрудников организации и определяющая их подотчетность.
Коммуникация – процесс, в ходе которого человек, группа или организация (отправитель) передает некую информацию (сообщение) другому человеку, группе или организации (получатель). Эффективностью коммуникаций в организации часто определяется качество решений и их реализация.
Контроль включает наблюдение за действиями работников, точным следованием организации по намеченному курсу и достижением поставленных целей, а также внесением необходимых корректив.
Конфликт-менеджмент – деятельность в организации, связанная со снижением степени враждебности в отношениях сторон и последующим переводом конфликта в поиск совместного решения проблемы.
Конфликтное взаимодействие – активные взаимонаправленные действия каждой из сторона для реализации своих целей окрашенные сильными эмоциональными переживаниями.
Летучий контроль осуществляется тогда, когда субъект и объект пространственно разделены и для проверки необходимо их соединение (выездная проверка).
Либеральный стиль руководства – руководитель данного стиля оставляет за собой лишь представительскую функция, при этом, подчиненным обладающим высокой квалификацией и мотивацией, предоставляется свобода в принятии решений и их реализации.
Лидерство – способность оказывать влияние на отдельные личности, направляя их усилия на достижение целей организации.
Лидерство – это способность человека достигать цели по влиянию на других людей.
Линейная организационная структура – структура, построенная по принципу «руководитель-подчиненный». Полномочия распределяются по вертикали, что характеризует систему взаимоотношений на основе приказов.
Личность – это человек в совокупности его социальных и приобретенных качеств.
Логистический менеджмент – выполнение основных управленческих функций с применением информационных технологий для достижения целей логистической системы.
Маркетинг-менеджмент – процесс планирования и реализации политики ценообразования, продвижения и распределения идей, товаров и услуг, направленный на осуществление обменов между организациями и людьми.
Математическиеметоды планирования предусматривают оптимизационные расчеты на основе различных моделей.
Матричная структура организации – структура управления, формируемая на основе комбинирования функциональной и дивизиональной командных цепочек.
Международный менеджмент – это управление бизнес-операциями, которые проводятся более чем в одной стране
Менеджмент – это эффективное и производительное достижение целей организации посредством планирования, организации, мотивации и контроля над организационными ресурсами.
Менеджмент в рекламе – это деятельность по достижению рекламных целей организации посредством медиапланирования, организации рекламных кампаний, мотивации потребителей и контроля над рекламным процессом.
Менеджмент качества – деятельность по организации системы менеджмента качества, планированию и контролю функционирования систем менеджмента качества, созданных на основе международных стандартов.
Менеджмент сбытовой деятельности – деятельность по организации каналов распределения продукции, планированию оптовых и розничных продаж, контролю товарооборота.
Механизм управления – комплекс средств управляющего воздействия на управляемую систему.
Миссия организации представляет собой описание существующих или желаемых характеристик целевых параметров развития.
Многообразие рабочей силы подразумевает принятие на работу и включение в группу людей, обладающих различными человеческими качествами или принадлежащих к разным культурным группам.
Модели казуального прогнозирования – это попытка предсказать поведение, именуемое зависимой переменной, с помощью анализа его причин, называемых независимыми переменными.
Моделирование в менеджменте – процесс исследования реальной системы управления, включающий построение модели, изучение ее свойств и перенос полученных сведений на моделируемую систему.
Модель – это абстрактный объект, находящийся в определенном объективном соответствии с исследуемым объектом управления, несущий о нем определенную информацию и способный его замещать на определенных этапах познания.
Монокультура - стандартная культурная практика, произошедшая из-за развития в организации этноцентризма, то естьверы в то, что одна из групп или субкультур изначально выше других групп. Наиболее частое проявление монокультуры в организациях – так называемая «белая мужская» монокультура.
Мотив – интегральный побудитель, основание для социального действия.
Мотиватор – психологический фактор, который, участвуя в процессе принятия человеком решения, во многом его обуславливают. Если подобное решение принято, мотиватор становится аргументом.
Мотивация персонала – это процесс активизации деятельности трудового коллектива.
Мотивировка – рациональное объяснение субъектомпричин действияпосредством указания на социально приемлемые для него и его референтной группы обстоятельства, побудившие к выбору данного действия.
Неформальная группа – это группы, возникающие естественным образом среди персонала организации без каких либо указаний со стороны руководства организации для удовлетворения индивидуальных потребностей работников.
Неформальные каналы коммуникации – передача неофициальных сообщений (слухов), выходящих за рамки официальной деятельности организации.
Норма в планировании представляет собойпериодически пересматривающуюся с учетом достижений НТП предельно допустимую затрату различных ресурсов (сырья, материалов, оборудования, рабочего времени, денежных средств и т. п.) на единицу продукции или работы. Рассчитывают различные виды норм: выработки, обслуживания, времени, численности и т.д.
Норма управляемости (норма контроля)определяет число сотрудников, непосредственно подотчетных одному менеджеру.
Норматив в планировании определяет удельный расход элемента нормирования на единицу результата, являющийся составляющей частью нормы, удельную величину технологических потерь, удельные размеры отчислений и платежей. В отличие от нормы норматив может быть только индивидуализированным.
Нормативный метод планирования представляет собой вспомогательный по отношению к балансовому метод планирования, основанный на нормах и нормативах.
Оперативный контроль, также называемый административным, проводится одновременно с выполнением основной работы. Разновидностью являетсяпроизводственный контроль.
Опережающий контроль отслеживает разрыв между реальным состоянием дел организации и ее целями; по итогам принимаются меры, направленные на их достижение целей, а не на исправление ранее совершенных ошибок.
Организационная культура – совокупность принятых и усвоенных норм, правил поведения, обычаев, традиций, характерных для данной организации. Специфическая культура организации часто отличает ее от других из-за самобытных представлений и подходов к постановке дела, к достижению результатов деятельности и т.д.
Организационная структура – внутреннее строение хозяйственной системы, способ организации элементов в систему, а также совокупность устойчивых связей между элементами.
Организация – это процесс назначения рабочих задач, их конкретизации в отделах компании и распределения ресурсов между ними.
Открытая система – система, взаимодействующая с окружающей средой, или организационным окружением и имеющая «входы» и «выходы». «Входы» представляют собой обеспечение организации ресурсами, а также воздействия на подсистемы организации. «Выходы» организации – это результаты деятельности, воспринимаемые внешней средой в виде продуктов или услуг организацией.
Планирование – это определение целей и показателей деятельности организации в будущем, а также постановка задач и оценка необходимых для их решения ресурсов.
Плановая служба – подразделение организации, подчиненное плановому комитету, составляющее проекты планов, направляемые для рассмотрения будущим исполнителям.
Плановый комитет – подразделение организации, занимающееся постановкой целей, разработкой политики, распределением основных ресурсов. Плановый комитет в качестве консультанта и информационного посредника обычно согласует проекты планов, поступающие из плановой службы, с выработанными высшим руководством стратегиями.
Подотчетность проявляется в необходимости докладывать и обсуждать результаты выполнения рабочих задач с руководителями, занимающими более высокие позиции в командной цепочке.
Поисковый прогноз выполняется путем изучения поведения объекта в настоящем и прошлом (ретроспекция) за период времени, на базе которого строится упреждение.
Политический PR - это важнейший инструмент управления массами и формирования позитивного общественного мнения об определенной партии или отдельном кандидате.
Потребности – это состояние человека, выступающее источником его активной деятельности и создающееся нуждой, которую он ощущает по отношению к предметам необходимым для его существования.
Принцип единоначалия означает, что каждый работник непосредственно подчиняется только одному менеджеру.
Принцип скалярности предполагает, что в организации действует четко определенная линия властных полномочий, охватывающая всех работников.
Прогноз представляет собой утверждение о степени возможности того или иного события. В менеджменте используются, в основном, следующие виды прогнозов: прогноз продаж, технологический прогноз, демографический прогноз, прогноз людских ресурсов
Прогнозный сценарий – подробное описание последовательных событий с определенной степенью вероятности ведущих к предсказанному состоянию объекта.
Проектная организационная структура – структура управления, формируемая при претворении в жизнь концепции проекта. При этом финансовые, трудовые и материальные ресурсы мобилизируются для выполнения проектных работ по стадиям, после чего сотрудники высвобождаются.
Производственный менеджмент – это эффективное и производительное достижение целей предприятия посредством планирования, организации, мотивации и контроля над производственным процессом.
Процесс управления – последовательность и комбинация действий, составляющих формирование воздействия в пространстве и времени.
Рациональная бюрократия – концепция Макса Вебера, согласно которой организационная структура строится на принципах иерархичности уровней управления с жестким контролем и подчинением нижестоящего уровня вышестоящему, четкого соответствия полномочий и ответственности сотрудников на основе занимаемой позиции в иерархии, функционального разделения труда, формализации и стандартизации деятельности сотрудников.
Роль – типичное поведение, характеризующее человека в социальном контексте.
Связи с общественностью (PR-деятельность) - это одна из функций управления, способствующая установлению и поддержанию общения, взаимопонимания, расположения и сотрудничества между организацией и ее общественностью. Они включают в себя решение различных проблем: обеспечивают руководство организации информацией об общественном мнении и оказывают ему помощь в выработке ответных мер: обеспечивают деятельность руководства в интересах общественности; поддерживают его в состоянии готовности к различным переменам путем заблаговременного предвидения тенденций; используют исследование и открытое общение в качестве основных средств деятельности».
Синтетические учения – научные подходы, для которых характерен взгляд на управление как на многоплановое, комплексное и изменяющееся явление, связанное множеством связей с внутренним и внешним окружением организации. В основе учений лежит системный подходк организации.
Система – совокупность взаимосвязанных элементов, представляющая собой целостное образование или обладающая свойством целостности.
Система управления – 1. Совокупность взаимосвязанных действий, составляющих воздействие управляющей системы на управляемую. 2. Совокупность звеньев, в которых сгруппированы функции и полномочия управления, и связей между звеньями, необходимых для осуществления воздействия.
Ситуационные теории - предполагают использование в менеджменте специфических конкретных подходов и приемов, которые применяет руководитель для эффективного достижения целей организации. Ситуационный подход соотносит конкретные приемы управления с ситуацией, возникающей во внутренней и внешней среде организации.
Социальная ответственность организации – это система норм поведения организации в обществе, на основании которых руководство организации принимает решения и осуществляет действия, которые увеличивают уровень благосостояния и отвечают интересам как общества, так и самой организации.
Социальная политика организации – комплекс мероприятий, связанных с предоставлением своим работникам дополнительных льгот, услуг и выплат социального характера.
Социальная структура организации – это система упорядоченных взаимоотношений между сотрудниками организации, в первую очередь отношений власти и подчинения.
Социальное партнерство – система взаимоотношений между работниками, работодателями, органами государственной власти, направленная на обеспечение согласования интересов работников и работодателей по вопросам регулирования трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений.
Социально-психологический климат в организации – это определенное социально-психологическое состояние коллектива, характер межличностных отношений, взаимных ожиданий в нем, характер ценностных ориентаций.
Социальные нормы – ожидаемые модели поведения и ценности, формально или неформально установленные группой.
Социокультурная среда – совокупность знаний, норм, убеждений и ценностей, стереотипов поведения и мышления характерных для всех членов определенного общества.
Специализация в выполнении рабочих заданий, или разделение труда, — это степень, в которой выполнение задач организации требует подразделения их на отдельные работы.
Средства PR – это различные методы и инструменты, воздействующих на конечного потребителя с целью решения стратегических задач организации.
Средство коммуникации – способ кодирования сообщений. Например: письменная или устная речь, брошюры, видео и т.д.
Статистические методыпланирования используюткорреляционную модель, отражающую взаимосвязь двух переменных величин. Чаще всего статистические модели применяются в финансовом планировании, поскольку позволяют определить будущие доходы, на основе данных о текущих вложениях и заданных процентных ставках.
Стационарный контроль проводится тогда, когда субъект и объект едины, таким образом, исполнитель сам следит за своей работой.
Стиль руководства - это способ разрешения основного противоречия руководства, т.е. противоречия между интересами личности и группы. Подавление интересов личности в пользу интересов группы соответствует авторитарному стилю. Подавление групповых интересов в интересах всех или отдельных членов группы характерно для либерального стиля, сочетание интересов группы и личности отличает демократический стиль.
Стимулирование труда – это материальная основа мотивации пероснала, представляющая комплекс мер, применяемых со стороны субъекта управления для повышения эффективности труда работников.
Стратегические планы отражают сегодняшние шагифирмы, направленные на развитие потенциала и конкурентных преимуществ. В основе разработки стратегических планов лежит анализ конъюнктурных тенденций, угроз и потенциальных возможностей, а также прогноз их изменения.
Стратегический контроль проводится в отношении эффективности использования ресурсов организации, достижения ее конечных целей (уровня производительности труда, внедрения и использования достижений науки и техники, новых методов работы).
Структура – совокупность устойчивых связей между элементами системы, обеспечивающих ее целостность и тождественность самой себе, любая система имеет свою структуру.
Структура группы – схема взаимоотношений между индивидуумами, составляющими группу, основные линии поведения в группе, делающие функционирование группы упорядоченным.
Текучесть кадров – показатель, фиксирующий уровень изменения состава работников предприятия вследствие увольнения и перехода на другую работу по личным мотивам.
Тип мотивации – это преимущественная направленность деятельности индивида на удовлетворение определенных групп потребностей.
Традиционный контроль фиксирует отклонения от плановых заданий и стандартов.
Управление – целенаправленное воздействие руководителя или органов управления, согласующее и объединяющее совместный труд людей.
Управленческое решение – результат анализа, прогнозирования, оптимизации, экономического обоснования и выбора альтернативы из множества вариантов достижения конкретной цели системы менеджмента.
Финансовый менеджмент – формирование и регулирование всех финансовых процессов на предприятии, включая инвестиции. Финансовый менеджмент охватывает стадии планирования, принятия решений, выработки распоряжений и контроль.
Формальная группа – это группа, которая имеет юридический статус, создается руководством для закрепления разделения труда и улучшения его организации.
Формальные каналы коммуникации – это каналы коммуникации, установленные руководством организации, это линии, связывающие должностных лиц и подразделения организационной структуры.
Формирование имиджа организации – деятельность по определению "идеального образа" организации, вытекающего из анализа интересов и ожиданий целевой аудитории (нескольких целевых групп), конструируется оптимальный имидж и достигается максимальное соответствие ему реального объекта. В дальнейшем осуществляется тактическая коррекция имиджа.
Функции менеджмента – основные управленческие процессы, направленные на достижение организационных целей. Функцией в менеджменте называют особый вид управленческой деятельности, с помощью которой субъект управления воздействует на управляемый объект. Посредством выполнения этих функций менеджеры обеспечивают эффективное использование труда, производственных, материальных и финансовых ресурсов организации.
Функциональная организационная структура – структура, построенная по принципу разделения всего спектра деятельности по функциональным задачам и выделения руководителей соответствующих функциональных подразделений.
Целевые комплексные программы представляют собой совокупность взаимосвязанных организационных, финансовых, технических, социальных и иных мероприятий, обеспеченных ресурсами.
Цель – желаемый, планируемый результат или те ориентиры, которых должны достичь работники. В организации цель рассматривается как единство мотивов, средств и результатов.
Цель управления – идеальный образ желаемого, возможного и необходимого состояния управляемой системы, на достижение которого направлено управление.
Цель PR-деятельности – цели должны соответствовать бизнес-целям компании на данном этапе развития, необходимо, чтобы PR-деятельность соответствовала стратегическим приоритетам компании в области отношений с целевыми группами и общественностью в самом широком смысле.
Централизация подразумевает концентрацию властных полномочий по принятию каких-либо управленческих решений на верхних уровнях управления организацией.
Школа использования научных достижений в управлении - школа управленческой науки, возникшая на основе проникновения в менеджмент математики, кибернетики, статистики в теорию управления.
Школа научного управления – классическая школа менеджмента, представителями которой являлись Фредерик У. Тейлор, Фрэнк и Лили Гилберт, Генри Л. Гантт. Разрабатывались пути рационализации производства, методы повышения заинтересованности работников, обучения персонала, выделялся новый вид труда – профессиональная управленческая деятельность. Предложенный исследователями подход к менеджменту отличался от прежней системы, при которой рабочие сами планировали свою работу.
Школа человеческих отношений (поведенческих наук) – разработала приемы человеческих отношений в менеджменте (эффективные действия непосредственных руководителей, предоставление работникам широких возможностей общения в процессе работы) на основе достижений поведенческих наук - психологии и социологии. Представители школы: Мари П. Фоллетт, Элтон Мэйо, Абрахам Маслоу.
Эдхократическая организационная структура – неформальная структура управления, которая может изменяться в зависимости от сферы деятельности организации. В организации происходит развитие горизонтальных связей, внедряются прогрессивные формы содержательной и процессуальной мотивации.
Эффективность менеджмента - сопоставление затрат усилий или ресурсов, затраченных на управление, с достигнутым результатом.
Японская модель менеджмента – специфическая национальная модель, отражающая исторические особенности формирования общественно-экономического уклада и культуры Японии. Для модели характерен «пожизненный» наем работников, повышение заработной платы в зависимости от выслуги лет, медленный карьерный рост.