Оценочного характера

Анализ – научный, объективный, конкретный, проведенный, всесторонний, обстоятельный, полный, исчерпывающий, детальный, сравнительный, тщательный, точный, глубокий.

Вопрос – актуальный, принципиальный, теоретический, практический, общий, конкретный, важный, коренной, сложный, спорный, правомерный.

Данные – опытные, косвенные, конкретные, расчетные, цифровые, современные, последние, прежние, точные, проверочные, исчерпывающие, полные, дополнительные, полученные, исходные, ценные, надежные, убедительные.

Задача – первоочередная, ближайшая, конечная, поставленная, намеченная, коренная, узловая, особая, конкретная, определенная.

Изучение – объективное, экспериментальное, теоретическое, практическое, сравнительное, опытное, непосредственное, специальное, длительное, постоянное, систематическое, дальнейшее, углубленное, интенсивное, глубокое, всестороннее, детальное, тщательное, внимательное.

Информация – точная, исчерпывающая, полная, подробная, накопленная, важная, существенная, ценная, необходимая, получаемая, оперативная, достаточная, новая, текущая

Исследование – научное, объективное, теоретическое, экспериментальное, опытное, общее, конкретное, фундаментальное, всестороннее, систематическое, обширное, углубленное, глубокое, детальное, подробное, актуальное, сложное, ценное.

Материал – научный, экспериментальный, справочный, статистический, фактический, собранный, систематизированный, полученный, имеющийся, использованный, большой, богатый, обширный, разнообразный, достаточный, достоверный, неподходящий.

Наблюдения – научные, объективные, специальные, визуальные, точные, тщательные, многочисленные, многократные, постоянные, регулярные, важные, глубокие, дальнейшие, непосредственные, простые, сложные, данные, указанные, проверенные.

Направление – ведущее, главное, решающее, основное, генеральное, важнейшее, правильное, ошибочное, избранное, намеченное, указанное, следующее.

Проблема – научная, фундаментальная, актуальная, насущная, важная, ключевая, ведущая, острая, частная, глобальная, надуманная, неразрешимая.

Путь (изучения) – простой, сложный, неправильный, верный, рациональный, оптимальный, опытным путем, путем тщательного анализа, длительного изучения, все-стороннего наблюдения.

Факт – реальный, конкретный, общеизвестный, достоверный, неопровержимый, несомненный, бесспорный, очевидный, убедительный.

Цель – важная, главная, основная, научная, практическая, конкретная, реальная, поставленная, указанная.

Эксперимент – аналогичный, подобный, проверочный, новый, важный, интересный, блестящий, убедительный, уникальный, успешный, намеченный, задуманный, проведенный.

Приложение П. Особенности языкового стиля дипломной работы

Для написания реферата используется научный стиль речи.[7]

Научный стиль изложения при написании дипломной работы создают следующие конструкции:

– Предметом дальнейшего рассмотрения является…

– Остановимся прежде на анализе последней…

– Эта деятельность может быть определена как…

– С другой стороны, следует подчеркнуть, что…

– Это утверждение одновременно предполагает и то, что…

– При этом … должно (может) рассматриваться как …

– Рассматриваемая форма…

– Известно, что…

– Из вышеприведенного анализа… со всей очевидностью следует…

– Представленные доводы не снимают остроты вопроса, а только переводит его решение…

– Логика рассуждения приводит к следующему…

– Следует отметить…

– Таким образом, можно с достаточной определенностью сказать, что …

– Наиболее значимыми факторами……являются…..

– Анализ….позволяет сделать вывод о том, что….

– Согласно…..требуется рассмотреть явление…с учетом….

Возможные композиционные построения:

– переход от перечисления к анализу основных вопросов статьи;
Пример: «В этой (данной, предлагаемой, настоящей, рассматриваемой, реферируемой, названной...) статье (работе...) автор (ученый, исследователь...; зарубежный, известный, выдающийся, знаменитый...) ставит (поднимает, выдвигает, рассматривает...) ряд (несколько...) важных (следующих, определенных, основных, существенных, главных, интересных, волнующих, спорных...) вопросов (проблем...)»; – переход от перечисления к анализу некоторых вопросов; Варианты переходных конструкций:

Одним из самых существенных (важных, актуальных...) вопросов, по нашему мнению (на наш взгляд, как нам кажется, как нам представляется, с нашей точки зрения), является вопрос о...

Среди перечисленных вопросов наиболее интересным, с нашей точки зрения, является вопрос о...

Мы хотим (хотелось бы, можно, следует, целесообразно) остановиться на...

– переход от анализа отдельных вопросов к общему выводу;

Примеры:

В заключение можно сказать, что...

На основании анализа содержания …. можно сделать следующие выводы....

Таким образом, можно сделать вывод о...

В современной научной речи многообразные способы организации сложного предложения унифицировались до некоторого количества наиболее убедительных форм. Лишними оказываются главные предложения, основное значение которых формируется глагольным словом, требующим изъяснения. Опускаются малоинформативные части сложного предложения, в сложном предложении упрощаются союзы.

Например:

  Не следует писать   Следует писать
  Мы видим, таким образом, что в целом ряде случаев… Таким образом, в ряде случаев…
Имеющиеся данные показывают, что… По имеющимся данным…
Представляет собой… Представляет…
Для того, чтобы… Чтобы…
Сближаются между собой… Сближаются…
Из таблицы 1 ясно, что… Согласно таблице 1.,…
…обобщить свои результаты… …обобщить результаты…
Мною предлагается… Предлагается…
В каждом документе должно быть… Каждый документ должен содержать…

Приложение Р. Формы и методы работы с источниками информации

В ходе работы над исследованием студент изучает литературу, собирает и анализирует материалы о деятельности предприятия (учреждения), периодически информирует руководителя о полученных результатах и получает от него соответствующие рекомендации.

Для сбора информации по теме работы необходимо обратиться к услугам библиотек, и, прежде всего, – познакомиться с фондами библиотеки МГИИТ, где в помощь студенту существует справочно-поисковый аппарат, главную часть которого составляют каталоги и картотеки.[3]

Рекомендуется также формирование специальных папок для сбора материала по интересующей тематике, в которые следует подшивать газетные и журнальные статьи, а также материалы из Интернета. Папки должны именоваться в соответствии с названиями глав, пунктов и подпунктов дипломной работы.

При изучении литературы следует пользоваться записями, которые ведутся во время или после чтения монографии (статьи). Чтение должно носить творческий характер, поэтому нужно обдумывать прочитанный материал, размышлять над ним. Только такое чтение сопровождается активной умственной работой. Если в тексте книги или статьи встречаются недостаточно знакомые или вообще незнакомые научные понятия, термины и слова, как русские, так и иностранные, необходимо искать ответы, пользуясь учебниками, энциклопедиями, справочниками и словарями.

Для того, чтобы усвоить и осмыслить написанное, следует пользоваться такими формами ведения записей, как план (простой или развернутый), выписки, тезисы, аннотации, резюме и конспектирование.

План представляет собой наиболее краткую форму записи прочитанного материала, – перечень вопросов, рассматриваемых в книге или статье. План составляется либо по ходу чтения материала, либо после полного прочтения. Во втором случае план получается последовательным, стройным и кратким. Форма плана не исключает цитирования отдельных мест и обобщения более поздних материалов.

Выписки можно делать в форме цитат (дословного изложения того или иного материала из источника) или в форме краткого, близкого к дословному, изложения содержания источника, данного в понимании выпускника. Выписки делаются на отдельных листах или карточках. Достоинство выписок состоит в точности воспроизведения авторского текста, в накоплении фактического материала, удобстве использования при компоновке дипломной работы. Выделяя из прочитанного текста самое главное и существенное, выпускник при составлении выписок глубже понимает читаемый текст. Составление выписок экономит время, сокращая его на неоднократное возвращение к данному источнику при написании текста дипломной работы. Каждая выписка обязательнодолжна быть снабжена ссылкой на источник с указанием соответствующей страницы (см. Приложение Г).

Тезисы представляют собой сжатое изложение основных мыслей и положений прочитанного материала. Их особенностью является утвердительный, недискуссионный, позитивный характер.

Аннотация – краткая обобщенная характеристика печатной работы (книги, статьи). Это короткое изложение содержания первичного документа, дающее общее представление о главной теме и перечне вопросов, затрагиваемых в тексте. В аннотации не требуется изложения содержания. Здесь лишь перечисляются вопросы, которые освещены в первоисточнике (содержание этих вопросов не раскрывается). Аннотация не может быть по размеру больше 0,5 печатного листа.

Резюме – краткий итог прочитанного, содержащий его оценку. Резюме характеризует основные выводы и предложения книги или статьи, главные итоги. Выбор языковых средств для построения резюме-выводов подчинен основной задаче свертывания информации: минимум языковых средств – максимум информации. Это обычно несколько (от одного до трех) четких, кратких, выразительных предложений, раскрывающих, по мнению автора, самую суть описываемого объекта.

Конспектирование – процесс мысленной переработки и письменной фиксации информации в виде краткого изложения основного содержания, смысла какого-либо текста. Результат конспектирования – запись, позволяющая немедленно или через некоторый срок с нужной полнотой восстановить полученную информацию. Конспект в переводе с латыни означает «обзор», поэтому составлять его надо как обзор, содержащий основные мысли текста без подробностей и второстепенных деталей. Конспект носит индивидуализированный характер, т.е. рассчитан на самого автора и поэтому может оказаться малопонятным для других.

Основными требованиями к конспекту являются: краткость, четкость формулировок, обобщение важнейших теоретических положений. По сути, конспект – средство накопления материала для будущей дипломной работы. Конспектирование, как форма ведения записей, способствует глубокому пониманию и более прочному усвоению изучаемого материала, помогает вырабатывать навыки правильного изложения в письменной форме важнейших теоретических и практических вопросов и умения четко их формулировать, ясно излагать своими словами.

Конспект бывает текстуальным, тематическим и графическим.

Текстуальный конспект – посвящен определенному источнику, сохраняет структуру и логику изучаемого текста. Запись в конспекте производится в соответствии с расположением материала в изучаемой работе.

Тематический конспект посвящен конкретной теме и нескольким источникам. Здесь за основу берется не план работы, а содержание изучаемой темы или проблемы.

Графический конспект, наряду с кратким содержанием конспектируемой работы, дает представление об иерархии понятий и проблем, взаимосвязям между ними путем отображения структурных, логических, информационных и других связей с помощью схем, диаграмм, алгоритмов, рисунков. По каждой работе может быть составлен не один, а несколько графических конспектов, отображающих источник в целом и отдельные ее части.

Графическое конспектирование требует глубокого осмысления предмета, является самым трудоемким, но при этом и самым совершенным способом изображения внутренней структуры источника, а также наиболее эффективным методом самостоятельного приобретения знаний, творческого осмысления изучаемых вопросов.

Выпускник высшего учебного заведения должен уметь искать и находить нужную информацию по каталогам в библиотечных фондах.

Каталог это перечень документальных источников информации (книг), имеющихся в фондах библиотеки. На каждой карточке каталога записаны следующие сведения об одной книге: автор (фамилия, инициалы), заглавие, выходные данные (место издания, издательство, год изда­ния), количество страниц, шифр. Шифр обозначает место книги на полке и помещается в верхнем левом углу карточки каталога.

Как правило, в библиотеках создается два вида каталогов, один из которых – алфавитный, а другой, группирующий литературу по содержанию, – систематический.

Для правильного использования каталогов, необходимо знать общие принципы их построения.

С помощьюалфавитного каталогаможно установить, ка­кие произведения того или иного автора имеются в библиотеке, а также наличие определенной книги, автор или название которой известны. Карточки алфавитного каталога расставлены по первому слову библиографического описания книги: по фамилии автора или названию книги, не имеющей автора. Если первые слова совпадают, карточки расставляются по второму слову, при совпадении вторых слов – по третьему и т. д. Карточки авторов-однофамильцев расставляются по алфавиту их инициалов. На разделителях алфавитного каталога указываются буквы алфавита, фамилии наиболее известных авторов и наименования учреждений.

В таком каталоге дается лишь формальный перечень имеющихся в библиотеке книг. Следовательно, если студенту точно известны названия нужных книг и фамилии авторов, необходимо воспользоваться именно алфавитным каталогом.

В систематическом каталогекарточки группируются в логическом порядке по отдельным отраслям знаний. Систематический каталог раскрывает библиотечный фонд по содержанию, разделы его связаны между собой логической последовательностью, и более дробное их деление направлено от общих вопросов к частным, более узким, конкретным.

От алфавитного каталога систематический каталог отличается тем, что в каждом из его разделов отражается литература по вопросам одной отрасли. На разделителях систематического каталога указывается цифровое или буквенно-цифровое обозначение (индекс) отдела (отрасли) и название отдела (отрасли).

Следовательно, если студенту необходимо выяснить, ка­кие книги по конкретному вопросу (теме) имеются в данной библиотеке, нужно обратиться к систематическому каталогу.

Для удобства пользования систематическим каталогом, существует алфавитно-предметный указатель, который представляет собой перечень предметов, названий, определе­ний с указанием индексов соответствующих разделов систематического каталога. Каждое слово алфавитно-предметного указателя заносится на отдельную карточку, которые расставляются в алфавитном порядке в специально выделенных ящиках систематического каталога (это, как правило, первые ящики систематического каталога).

Алфавитно-предметный указатель является своего рода «ключом» к систематическому каталогу, так как он подсказывает, где, в каком разделе и под каким индексом следует искать нужную книгу.

В библиотеках ведется и предметный каталог, который значи­тельно отличается от других каталогов по своей структуре и раскрывает фонд библиотеки в предметно-тематическом плане. В отличие от систематического каталога, за основу наименования разделов в данном случае берется не отрасль знания, а название предметов, вопросов, не связанных между собой отраслевым признаком. Каждый вопрос, выделенный в виде рубрики в этом каталоге, получает словесную формулировку, составленную таким образом, чтобы основное понятие определялось первым словом. Рубрики предметного каталога расставлены в порядке алфавита первых слов, поэтому в одном алфавитном ряду оказываются предметы, логически между собой не связанные.

В связи с активным внедрением компьютерных технологий в библиотечные процессы, библиотеки переводят карточные каталоги в машиночитаемую форму и создают электронные каталоги.

Электронный каталогпредставляет собой машиночитаемый библиотечный каталог, работающий в реальном режиме времени. Электронный каталог раскрывает состав и содержание библиотечного фонда печатных, аудиовизуальных, электронных документов и используется для обеспечения свободного доступа к информационным ресурсам библиотеки, реализации возможностей расширенного информационного поиска.

Поиск информации в электронном каталоге осуществляется по автору, заглавию, предметным рубрикам, индексам УДК и ББК, ключевым словам, месту из­дания, дате издания, виду документа и другим признакам.

Таким образом, электронный каталог объединяет в себе функции алфавитного, систематического, предметного и других каталогов.

Сегодня студенты в качестве материалов для написания курсовых и дипломных работ используют поисковые сайты Интернет.

Привлечение материалов и данных, полученных через Интернет, допускается. Однако, качество этих материалов низкое, поскольку, в отличие от печатной продукции, никакой редакции, рецензирования или контроля здесь не предусматривается.

Для успешного поиска действительно полезной информации следует пользоваться сайтами специальных образовательных систем и официальных организаций (Госкомстата, Росавиации, WTO и др).

Наиболее содержательной и достоверной является информация из отраслевых периодических изданий, где профессионалы и аналитики туристской отрасли представляют справочный, теоретический и практический материал по всем актуальным проблемам туристского рынка. Особенно ценным является наличие в электронном виде архивов периодических изданий, что расширяет возможности поиска и позволяет проследить динамику развития проблемы, определенных показателей, изменений конъюнктуры и др. Пользоваться электронными материалами необходимо критично и с осторожностью: просматривая текст и статистику, необходимо стараться выделять особенности, слабые и сильные стороны, пробовать перерабатывать исходный текст.

В случае привлечения материалов и данных, полученных по Интернету, необходимо указать точный источник материалов (сайт, дату получения). Это правило является строго обязательным.

Категорически не допускается ссылаться в дипломной работе на «Ресурсы Интернет».

В каталогах можно найти только информацию о книгах, в то время как для написания дипломной работы необходимы также материалы, напечатанные в журналах, информационных изданиях и различного рода сборниках статей.

Для этого в библиотеках организуют библиографические картотеки, где помещают описания журнальных и газетных статей, материалов из сборников и постоянных изданий. Любая библиографическая картотека представляет собой подборку каталожных карточек, расположенных по определенному признаку. Обычно в библиотеках ведется несколько картотек: систематическая картотека статей, тематические и специальные картотеки.

В вузовских библиотеках студенты активно работают с систематической картотекой статей, которая включает кар­точки на статьи из журналов и газет, получаемых библиотекой, статьи из сборников, отражающих важнейшие проблемы науки, техники, культуры и образования. Материал группируется по разделам и отраслям знаний, т. е. в пол­ном соответствии с систематическим каталогом. Эта картотека имеет общий с систематическим каталогом алфавитно-предметный указатель (ключ).

Тематические картотеки включают карточки на книги, статьи и другие произведения печати по отдельным темам (вопросам). Выбор тематики подобных картотек определяется профилем и перечнем дисциплин вуза.

Как правило, в вузовских библиотеках организуется специальная картотека трудов ученых данного вуза. В такой картотеке собираются все работы ученых вуза с момента начала их научной деятельности. Картотека трудов может представить интерес для студентов в процессе написания дипломной работы.

Рост числа изданий научной и технической литературы делает очень важной проблему «ключа» к ней. Таким ключом служат библиографические указатели – перечни литературы, составленные по тому или иному принципу.

Подготовкой различного рода библиографических изданий занимаются: Российская книжная палата, крупные библиотеки, институты научно-технической информации, многие научные учреждения и учебные заведения. Кроме тех библиографических указателей, которые выпускаются в виде отдельных изданий, библиография имеется в том или ином виде в книгах и статьях.

Учитывая интенсивное развитие науки и техники, в нашей стране создана единая государственная система научно-технической информации (ГСНТИ), включающая специальные учреждения, которые осуществляют сбор, обобщение и распространение информации. Здесь централизованно производится обработка, обобщение и систематизация научных документов отечественных и мировых источников информации.

В результате обработки подготавливаются различные формы информационных изданий.

Реферативные журналы – основные информационные издания, содержащие преимущественно рефераты, иногда аннотации и библиографические описания литературы, представляющей наибольший интерес для науки и практики.

Бюллетени сигнальной информации включают в себя библиографические описания литературы, издаваемой по определенным отраслям знаний. Основная их задача – оперативное информирование о научных и технических новинках.

Экспресс-информация – информационные издания, содержащие расширенные рефераты статей, описание изобретений и других публикаций.

Аналитические обзоры – информационные издания, дающие представление о состоянии и тенденциях развития определенной области (раздела, проблемы) науки или техники.

При написании дипломной работы для выяснения и уточнения различных вопросов, фактов, понятий и терминов студенту рекомендуется широко использовать справочную литературу, которая является составной частью справочно-поискового аппарата любой библиотеки.

К справочным изданиям относятся различные энциклопедии, словари, справочники, статистические сборники и др.

Энциклопедии – научные справочные пособия по всем или отдельным отраслям знания в форме словаря (универсальные и отраслевые). Структура энциклопедий может быть систематической, т. е. располагающей материал по отраслям знания, и алфавитной, в которой материалы рас­положены по алфавиту названий предметов. Чаще всего статьи (слова) в энциклопедиях располагаются в алфавитном порядке.

Словари – собрания слов, расположенных в определенном порядке, преимущественно алфавитном, с пояснениями или переводом на другой язык. По подбору слов и характеру их объяснения основными являются два типа словарей: энциклопедические и языковые. Энциклопедические словари со­держат определения понятий и терминов по самым различным отраслям знаний. Они могут быть универсальными или тематическими, содержащими сведения по определенной отрасли знания.

Справочникаминазывают книги, в которых собраны необходимые сведения по определенным вопросам. Справочники содержат материалы в сжатом, концентрированном изложении. Материал располагается в порядке, облегчающем быстрое нахождение необходимых сведений: в алфавитном, систематическом (по отраслям знаний), хронологическом и др.

К справочной литературе относятся и статистические сборники, которые содержат различного рода цифровые показатели состояния экономики, ее отраслей, техники, науки, культуры за определенный период.

Ориентируясь в библиотечных каталогах, картотеках и библиографических указателях, а также в информационных изданиях, можно без особого труда осуществить поиск документальных источников информации применительно к конкретным целям.

Одной из особенностей рационального чтения специальной литературы является определенная последовательность действий:

1. предварительное ознакомление с книгой, т. е. беглый просмотр содержания;

2. тщательная проработка произведения в целом или отдельных его частей.

Чтение научной и специальной литературы, как правило, должно сопровождаться ведением записей, составлением тезисов, выписыванием цитат, иллюстративного статистического материала.

Список использованных источников и литературы позволяет в значительной степени оценить и качество проделанного исследования. Так, отсутствие в перечне источников и литературы новейших материалов (в частности материалов, изданных в течение года, в который защищается дипломная работа) или основных, признанных в научной среде трудов по избранной теме дает возможность сделать вывод, что дипломная работа не отличается требуемой глубиной исследования и не основывается на последних научных достижениях.

Библиографическая база дипломной работы должна охватывать не менее 30 источников и научных трудов. Под источниками понимаются официальные материалы государственных органов (законы, указы, постановления и др.), статистические публикации государственных органов или международных организаций, а также специальная отечественная и зарубежная литература (монографии, сборники статей, периодическая печать), планы и отчеты предприятий (учреждений), данные статистических или аналитических исследований, проводимых на предприятиях.

Перечень периодических изданий, изученных студентом при написании дипломной работы, является обязательным. Использование источников и литературы на иностранных языках существенно повышает качество и значимость научного исследования.

Приложение С. Список отраслевых периодических изданий

1. АиФ. ТУР

2. Аэрофлот

3. Азбука путешествий

4. Вестник РАТА

5. Весь мир

6. Визит. Туризм. Путешествия

7. Вольный Ветер

8. Вояж

9. Вояж и отдых

10. Все для отдыха и спорта

11. Где отдыхать?

12. Горные лыжи/SKI

13. Иностранец

14. Инфо-Сити

15. Коммерсантъ-Туризм

16. Магазин Путешествий

17. Мир Аэрофлота

18. Новый иностранец

19. Обучение за рубежом

20. Парад Отелей

21. Партнер

21. Пилигрим

23. Путешественник

24. Разыскивается отдых

25. Российская туристская газета

26. Российские туристские новости (RTN)

27. Руссо Туристо

28. Туринфо

29. Туризм и образование

30. Туризм и Отдых

31. Турист-клуб

32. Турбизнес

33. Туризм: практика, проблемы, перспективы

34. GEO

35. Tourist Resourses of Russia

36. TTG-Russia

Приложение Т. Бланк отзыва руководителя дипломной работы

Государственное автономное образовательное учреждение

высшего профессионального образования города Москвы

«Московский государственный институт индустрии туризма имени Ю.А.Сенкевича»


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: