Коммуник-й пр-сс. Эл-ты и этапы пр-са коммуникаций. Межличностные коммуникации. Орг-е коммуникации

Коммуникация – это обмен информацией между людьми, совершенно ясно, что от умения обмениваться информацией зависит качество работы. Обмен информацией необходим при реализации любой из функций менеджмента. Он является важнейшим условием принятия обоснованных решений, играет огромную роль в межличностных отношениях и формировании имиджа организации. Виды коммуникаций:

1. Внеш. комм-и. Это обмены инф-и м/у орг-й и ее внеш. средой. Любая орг-я существует не изолированно, а во взаимод-и со своей внеш. средой. Внеш. коммуникации м.б.: с потребителями (реклама); с гос. органами (налоговая, статистика); с обществом (профсоюзы, партии).

2. Внут. комм-и. Это инф-е обмены м/у эл-ми организации.

Вертик-е коммуникации – м/у уровнями рук-ва. С высших на низшие, или наоборот.

Гориз-е коммуникации – между подразделениями.

Неформальные коммуникации – основана на личных, неслужебных, отн-х и соотв-но кроме инф-и, передаваемой по официальным, формальным каналам, циркулирует неформальная инф-я, проще говоря, слухи, передаваемые при помощи неформальных комм-й. Особенностью неформ-х комм-й является большая скорость передачи инф-и, значительный объем аудитории, сравнительно меньшая достоверность передаваемых сообщений.

Процесс коммуникации – обмен инф-ей м/у 2 или более людьми и представляет серию непрерывных действий. Пр-с комм-й, возможно, осуществлять при наличии след-х 4 взаим-х осн-х эл-в: отправитель, сообщение, канал связи, получатель.

При обмене инф-й отправитель и получатель проходят неск-ко взаимосв-х этапа:

Формулирование идеи и отбор инф-и. На этом этапе необх-о четко опред-ть, что именно д. понять получатель, необдуманная идея или неудачно сформированная служит источником недоразумений и препятствует достижению взаимопониманию.

Кодирование инф-и и формирование сообщения. Д/того, чтобы передать свою идею, отправитель д. с помощью символов, понятных получателю, закодировать инф-ю, придав ей опред-ю форму. Это м.б. буквы, звуки, жесты, рисунки т.д. Такое кодирование превращает идею в сообщ-е.

Выбор канала связи и передача сообщ-я. Канал связи выбирается исходя из типа символов. К таким каналам относятся: почта, телефон, телефакс, эл-ая почта. В ряде случаев, обмениваясь инф-ей, желательно исп-ть опред-е сочетание ср-в передачи инф-и. Например, письменной и устной.

Декодирование сообщ-я и восприятие инф-и. Чтобы воспринять полученную инф-ю получатель д. ее декодировать, т.е перевести набор символов в свои мысли. Если полученные символы понятны получателем, он правильно поймет смысл сообщ-я. Однако в силу ряда причин, возникают разного рода помехи и искажения (шум), способные изменить смысл сообщ-я. Д/ликвидации искажений исп-ся обратная связь, т.е. реакция получателя на принятое им сообщ-е.

Интерпретация сообщ-я и форм-е ответа на него. На этом этапе отправитель с получателем меняются местами: получатель становиться отпр-ем, и формирует свой ответ, в кот. сод-ся его интер-я получ-го сообщ-я и реакция на него, а перв-й отпр-ль – получателем, ожидающим ответа.

Передача ответа отправителю. Сформированный ответ передается по выбранному каналу связи, замыкая тем самым цикл коммуникации.

Шум (помехи) – все то, что искажает инф-ю. Источники шума м. создавать преграды факт-ки на каждом этапе коммуникаций (перегрузка каналов связи, нерациональная орг. стр-ра). Д/того, чтобы компенсировать негативное возд-е шумов и ↑ эфф-ть обмена инф-й, в пр-се комм-и необх-ма обратная связь – реакция получателя на принятое сообщение, позволяющая оценить, насколько правильно воспринято сообщение.

Очень часто процесс комм-и занимает всего несколько минут или даже секунд и на практике выделить все его этапы. Но в зависимости от характера информации, ее вида для достижения взаимопонимания может потребоваться несколько таких циклов и много времени.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: