Методические указания. Развитие отечественного образования с конца X в

Развитие отечественного образования с конца X в. была ориентирована в первую очередь на православное христианство, что во многом определило ее многие специфические черты. В ходе реформ Петра I началась активная «европеизация» всех сторон российской жизни.

В ходе изучения данной темы особо следует обратить внимание на следующие аспекты: историко-культурные условия, определившие своеобразие отечественной педагогики в рассматриваемый период; соотношение древнерусской педагогической традиции с византийской и западноевропейской педагогической традицией; сущность западных идей, получивших распространение в России во второй половине XVIII в.

Основные понятия: древнерусская педагогическая традиция, российская педагогическая традиция.

Темы для творческих работ:

1.Влияние общественного быта на воспитание детей в России.

2.Вестернизация отечественного образования: положительное и отрицательное.

3.Дайте характеристику учебного заведения XVII в. (на выбор).

Литература:

1. Антология педагогической мысли Древней Руси и Русского государства XIV-XVII вв. – М., 1985.

2. Ахаян Т.К. Педагогические очерки к построению курса «История образования». – СПб, 1996.

3. Демков М.И. История русской педагогики. – 3-е изд. – М., 1913.

4. Джуринский А.Н. История педагогики. – М., 1999.

5. История образования России (в V частях)/ Авторы-сост. Т.К. Ахаян и др.; Пд общ. Ред. Т.К. Ахаян. – Спб., 1997-1998.

6. История педагогики в России: Хрестоматия: Для студ. гуманитарных фак. Высш. Учебн. заведений/Сост. С.Ф. Егоров. – 2-е изд., стереотип.– М.: Изд-ий центр «Академия», 2000.

7. История образования и педагогической мысли за рубежом и в России: Учебное пособие для студентов высших педагогических учебных заведений/ И.Н. Андреева, Т.С. Буторина, З.И. Васильева и др.; Под ред. З.И. Васильевой. – М.: Изд-ий центр «Академия, 2001.

8. История педагогики и образования. От зарождения воспитания в первобытном обществе до конца XX века: Учебное пособие для педагогических учебных заведений/ Под ред. академика РАО А.И. Пискунова. – 2-е изд., испр. и дополн. – М.: ТЦ Сфера, 2001.

9. История педагогики: В 2 ч./ Под ред. А.И. Пискунова. – М., 1997 и др

Семинар 10. Школа и педагогика Запада в XIX в.

Задачи:

· выявить сущность классической западной педагогики;

· охарактеризовать педагогическую систему И.Г. Песталоцци;

· определить тенденции развития педагогической мысли и практики образования в рассматриваемый период;

· дать характеристику своеобразия национальных систем школьного образования (Германия, Франция, Англия, США).

План

1. Трактовка Гербартом соотношения человеческой природы, влияния среды и воспитания в становлении личности.

2. Взгляды Спенсера на проблему нравственного воспитания.

3. Сравнительная характеристика принципа природосообразности воспитания у Коменского, Руссо, Песталоцци, Дистерверга.

4. Требования, предъявляемые Дистервергом к учителю, их актуальность сегодня.

5. Антрополого – педагогическая концепция И.Ф. Гербарта и трактовка им целей воспитания.

6. Что из идей «Руководства к образованию немецких учителей» А. Дистерверга можно использовать в современной практике образования?


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: