Задачи:
выявить социокультурные предпосылки развития теории и практики западного образваония;
охарактеризовать вклад мыслителей образования XX в. в развитие педагогической теории;
определить «реальные» педагогические достижения XX в.
План
1. Анализ книги Я. Корчака «Как любить ребенка». Педагогические подходы Корчака в формулировании собственной концепции организации воспитания детей.
2. Педагогические воззрения А. Нила, К.Н. Вентцеля, М. Монтессори.
3. Педагогические взгляды К. Роджерса.
4. Модификация парадигмы «школы учебы», «школы труда», «свободной школы» в рассматриваемый период в западной педагогике.
5. В чем специфика системы образования в зарубежных странах и принципы их построения?
6. Каким образом повлияли педагогические теории на школьную практику?
7. Каким образом изменился урок в современной школе?
8. Какие идеи западной педагогики в рассматриваемый период можно экстраполировать в российскую систему образования?
Методические указания
Начало XX в. характеризуется переходом к «постиндустриальному обществу». Именно в это время особенно явственно проявились противоречия индустриального общества и определились возможности их преодоления в новых социокультурных условиях. В этот период особенно остро был поставлен вопрос о массовой гуманизации образования и сделаны реальные шаги в этом направлении. В ходе изучения темы особо следует обратить внимание на следующие проблемы: проявление «обратного» влияния образования на развитие западного общества; сущность педагогических идей, определивших стратегию гуманизации образования; вклад мыслителей образования в развитие педагогической теории.
|
|
Основные понятия: педагогика постиндустриального общества, «поддерживающее» обучение, инновационное образование.
Темы творческих работ:
1.Концепция М. Монтессори.
2.Реформы образования в странах западной Европы в XX в.
3.Поиски новой модели школьного образования в США.
Литература:
1.Валеева Р.А. Гуманистическое воспитание: опыт реформаторских школ Европы первой половины XX веак. Казань, 1996.
2.Вульфсон Б.Л. Стратегии развития образваония на Западе на пороге XXI веак. М., 2001.
3.Очерки истории школы и педагогики за рубежом (1917-1939)/ Под ред. К.И. Салимовой. М., 1982.
4.История педагогики и образования. От зарождения воспитания в первобытном обществе до конца XX века: Учебное пособие для педагогических учебных заведений/ Под ред. академика РАО А.И. Пискунова. – 2-е изд., испр. и дополн. – М.: ТЦ Сфера, 2001.
5.История педагогики: В 2 ч./ Под ред. А.И. Пискунова. – М., 1997.