Ребенка; дефект реализуется как социальный вывих. Все связи с людьми, все
Моменты, определяющие место человека в социальной среде, его роль и судьбу как
Участника-жизни, все функции общественного бытия перестр аиваются. Органические,
Врожденные причины действуют, как подчеркивается в школе Адлера, не сами по
Себе, не прямо, а косвенно, через вызываемое ими снижение социальной позиции
Ребенка. Все наследственное и органическое должно быть еще истолковано пси
Хологически, для того чтобы можно было учесть его истинную роль в развитии
Ребенка. Малоценность органов, по Адлеру, приводящая к компенсации, создает
Особую психологическую позицию для ребенка. Через эту позицию, и только через
Нее, дефект влияет на развитие ребенка. Этот психологический комплекс,
Возникающий на основе снижения социальной позиции из-за дефекта, Адлер называет
Чувством неполноценности (Mindenwentigkeitsgefuhl). B двучленный процесс
"дефект-компенсация" вносится третий, промежуточ ный член: "дефект-чувство
|
|
малоценности - компенсация". Дефект вызывает компенсацию не прямо, а косвенно,
Через создаваемое им чувство малоценности. Что чувство малоценности есть
Психологическая оценка собственной социальной позиции, легко пояснить на
Примерах. В Германии поднят вопрос о переименовании вспомогательной школы.
Название Hilfsschule кажется оскорбительным и родителям, и детям. Оно как бы
налагает на учащегося клеймо неполноценности. Ребенок не хочет идти в "школу для
дураков". Социальное снижение позиции, вызываемое "школой для дураков", действ
Ует отчасти и на учителей, ставя их как бы на низшее место по сравнению с
Учителями нормальной школы. Лечебно-педагогическая, особая школа (Sonderschule),
Школа для слабоумных другие новые названия - таковы предложения Понсенса в О.
Фишера.
Попасть в "школу для дураков" - значит, для ребенка встать на затрудненную
Социальную позицию. Поэтому для Адлера и его школы первым и основным пунктом
Всего воспитания является борьба с чувством малоценности. Надо не дать ему
Развиться, овладеть реб енком и привести его к болезненным формам компенсации.
Основное понятие индивидуально-психологической лечебной педагогики, говорит А.
Фридман (15), - это ободрение (Ermutigung). Ее методы представляют технику
Ободрения. Ее область охватывает все, что угрожает человеку потерей мужества
(Entmu-tigung). Предположим, что органический дефект не приведет по социальным