Расчете на нормальный человеческий тип, составляет ее вторую сторону

Глубокое своеобразие пути и способа развития при общности конечных целей и

Форм у дефективного и нормального ребенка - вот наибол ее схематическая форма

Социальной обусловленности этого процесса. Отсюда двойная перспектива прошлого и

Будущего в изучении развития, осложненного дефектом. Поскольку конечный и

Начальный пункты этого развития обусловлены социально, постольку обязател ьно

Понимание каждого его момента не только в связи с прошлым, но и в связи с

Будущим. Понятием компенсации как основной формы подобного развития вводится

Понятие направленности на будущее, и весь процесс в целом предстает перед нами

Как единый процесс, стремящийся вперед с объективной необходимостью,

Направленной к конечной точке, заранее поставленной требованиями социального

Бытия. В связи с этим стоит понятие единства и целостности развивающейся

Личности ребенка. Личность развивается как единое целое, имеющее особые законы,

А не как сумма или пучок отдельных функций, из которых каждая развивается в силу

Особой тенденции.

Этот закон одинаково приложим к соматике и психике, к медицине и педагогике.

В медицине все тверже устанавливается взгляд, согласно которому единственным

Критерием здоровья или болезни является, целесообразное или нецелесообразное

Функционирование цел ого организма, а единичные ненормальности оцениваются лишь

Постольку, поскольку нормально компенсируются или не компенсируются через другие

Функции организма.

В. Штерн выдвигает положение: частные функции могут представлять уклонение от

Нормы и все же личность или организм в целом могут принадлежать к совершенно

Нормальному типу. Ребенок с дефектом не есть непременно дефективный ребенок. От

Исхода социальной компенсации, т. е. конечного формирования его личности в

Целом, зависит степень его дефективности и нормальности. Сама по себе слепота,

Глухота и другие частные дефекты не делают еще своего носителя дефективным.

Замещение и компенсация функций не то лько имеют место, не только достигают

Иногда огромных размеров, создавая из дефектов таланты, но и непременно, как

Закон, возникают в виде стремлений и тенденций там, где есть дефект. Положение

Штерна есть положение о принципиальной возможности социальной компенсации там,

Где прямая компенсация невозможна, т. е. о возможности полного в принципе

Приближения дефективного ребенка к нормальному тип у, к завоеванию социальной

Полноценности.

Лучшей иллюстрацией социальных вторичных осложнений развития дефективного


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: