Два фактора: один - специфический для данного вида дея тельности и другой -

Общий, который он считает одаренностью. А. Бине, наконец, свел определение

Одаренности к средней целого ряда гетерогеннных функций. Только в последнее

Время опыты Р. Иеркса (28) и В. Келера (29) над обезьянами, Е. Штерн и X. Боген

А над нормальными и слабоумными детьми установили, что существует не одна

Одаренность, но много типов одаренности, в частности наряду с разумным познанием

Стоит разумное действие. У одного и того же индивида один тип интеллекта может

Быть развит хорош о и одновременно другой - очень, слабо. Есть и два типа

слабоумия - слабоумие познания и слабоумие действия ("es gibt,-говорит

Липманн,-einen Schwachsinn des Erkennens und einen Schwachsimi des Handelns"),

Которые не необходимо совпадают. Это же признают в более или менее близкой

Формулировке Хенмон, М. Н. Петерсон, Р. Пинтер, Г. Томпсон, Э. Торндайк (30) и

Другие (О. Lipmann, 1924).

Экспериментальные исследования всецело подтверждают существование различных

Типов интеллекта и интеллектуальных дефектов. Э. Линдеман (31) применил методику

В. Келера, выработанную для опытов над обезьянами, к слабоумным в глубокой

Степени детям. Сред и исследованных им детей нашлась группа глубоко отсталых,

Оказавшихся способными к разумному действию; только память на новые действия

Была у них чрезвычайно слабой (Е. Lindemann, 1926). Это означает, что у глубоко

Отсталых детей обнаружилась способно сть к изобретению орудий, к целесообразному

Употреблению, выбору орудий, нахождению обходных путей, т. е. к разумному

Действию. Поэтому мы должны выделить в особую сферу исследования практический

Интеллект, т. е. способность, к разумному, целесообразн ому действию

(praktische, naturliche Intelligenz), которая - по психологической природе

Отлична как от моторной одаренности, так и от теоретического интеллекта.

Схемы исследования практического интеллекта, предложенные Липманном и

Штерном, базируются на критерии практического интеллекта, выдвинутого Келером

(умения целесообразно употреблять орудия, умения, несомненно, сыгравшие решающую

Роль при переходе от о безьяны к человеку и явившиеся первой предпосылкой труда

И культуры).

Представляя особый качественный тип разумного поведения, относительно

Независимый от других форм интеллектуальной деятельности, практический интеллект

Может в различной степени комбинироваться с другими формами, создавая всякий раз

Своеобразную картин у развития и поведения ребенка. Он может явиться точкой

приложения компенсации, средством выравнивания других интеллектуальных дефектов.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: