Общий, который он считает одаренностью. А. Бине, наконец, свел определение
Одаренности к средней целого ряда гетерогеннных функций. Только в последнее
Время опыты Р. Иеркса (28) и В. Келера (29) над обезьянами, Е. Штерн и X. Боген
А над нормальными и слабоумными детьми установили, что существует не одна
Одаренность, но много типов одаренности, в частности наряду с разумным познанием
Стоит разумное действие. У одного и того же индивида один тип интеллекта может
Быть развит хорош о и одновременно другой - очень, слабо. Есть и два типа
слабоумия - слабоумие познания и слабоумие действия ("es gibt,-говорит
Липманн,-einen Schwachsinn des Erkennens und einen Schwachsimi des Handelns"),
Которые не необходимо совпадают. Это же признают в более или менее близкой
Формулировке Хенмон, М. Н. Петерсон, Р. Пинтер, Г. Томпсон, Э. Торндайк (30) и
Другие (О. Lipmann, 1924).
Экспериментальные исследования всецело подтверждают существование различных
Типов интеллекта и интеллектуальных дефектов. Э. Линдеман (31) применил методику
|
|
В. Келера, выработанную для опытов над обезьянами, к слабоумным в глубокой
Степени детям. Сред и исследованных им детей нашлась группа глубоко отсталых,
Оказавшихся способными к разумному действию; только память на новые действия
Была у них чрезвычайно слабой (Е. Lindemann, 1926). Это означает, что у глубоко
Отсталых детей обнаружилась способно сть к изобретению орудий, к целесообразному
Употреблению, выбору орудий, нахождению обходных путей, т. е. к разумному
Действию. Поэтому мы должны выделить в особую сферу исследования практический
Интеллект, т. е. способность, к разумному, целесообразн ому действию
(praktische, naturliche Intelligenz), которая - по психологической природе
Отлична как от моторной одаренности, так и от теоретического интеллекта.
Схемы исследования практического интеллекта, предложенные Липманном и
Штерном, базируются на критерии практического интеллекта, выдвинутого Келером
(умения целесообразно употреблять орудия, умения, несомненно, сыгравшие решающую
Роль при переходе от о безьяны к человеку и явившиеся первой предпосылкой труда
И культуры).
Представляя особый качественный тип разумного поведения, относительно
Независимый от других форм интеллектуальной деятельности, практический интеллект
Может в различной степени комбинироваться с другими формами, создавая всякий раз
Своеобразную картин у развития и поведения ребенка. Он может явиться точкой
приложения компенсации, средством выравнивания других интеллектуальных дефектов.