Исследование показало, что моторная одаренность, высшая по сравнению с и
нтеллектуальной на 1-3 года, была найдена у 60% всех обследованных детей;
совпадала с интеллектуальным развитием в 25% и отставала от нее в 15%. Это
Означает, что моторное развитие умственно отсталого ребенка большей частью
Опережает его интеллектуальное развитие на 1-3 года и то лько в четверти случаев
совпадает с ним, На оснований опытов Крюнегель приходит к выводу: около 85% всех
Обучающихся во вспомогательной школе слабоумных детей способны при
Соответствующем воспитании к труду (ремесленному, индустриальному, техническому,
Сельскохозяйственному и т. д.). Легко представить себе большое практическое
Значение развития моторной одаренности, компенсирующей до известной степени
Интеллектуальный дефект у слабоумных детей. М. Крюнегель вместе с К. Бартшом
Требуют создания осо бых классов, для трудового обучения, для проведения
Моторного воспитания умственно отсталых детей (там же).
Проблема моторной недостаточности - прекрасный пример того единства в
Многообразии, которое наблюдается в развитии дефективного ребенка. Личность
Развивается как единое целое, как единое целое реагирует она на дефект, на
Создаваемое им нарушение равно весия и вырабатывает новую систему приспособления
И новое равновесие вместо нарушенного. Но именно благодаря тому, что личность
Представляет единство и действует как единое целое, она в развитии
Непропорционально выдвигает те или иные функции, многооб разные и относительно
Независимые друг от друга. Эти положения - многообразие относительно независимых
В развитии функций и единство всего процесса развития личности - не только не
Противоречат друг другу, но, как показал Штерн, взаимно обусловливают друг
Друга. В усиленном и повышенном развитии одной какой-либо функции, например
Моторной одаренности, находит выражение компенсаторная реакция всей личности,
Стимулируемая дефектом в другой сфере.
5.
Выраженное в учении о моторной одаренности представление о многообразии
Отдельных функций личности и о сложности ее структуры проникло в последнее время
Во все области развития. Не только личность в целом, но и отдельные ее стороны
При внимательном ис следовании обнаруживают то же единство в многообразии, ту же
Сложную структуру, то же взаимоотношение отдельных функций. Можно сказать, не
Опасаясь впасть в ошибку, что развитие и углубление научных идей о личности в
Настоящее время движется в этих дв ух, с первого взгляда противоположных,