Его удается обучить устной речи, но личный интерес ребенка идет по другому пути.
Мимика в этих школах запрещается, преследуется, но у педагогов нет способа
Изгнать мимику. Знаменитое училище для глухонемых И. Фаттера отличалось
Наилучшими успехам в этом деле, но уроки устной речи проводились с большой
Жестокостью. Учитель, заставляя усвоить трудный звук, мог выбить зуб у уче ника
И, вытерев кровь с руки, перейти к другому ученику или к другому звуку.
Таким образом, жизненная практика расходится с методом. Педагоги утверждают,
Что устная речь для глухонемого противоестественна, что этот метод
Противоестествен, так как противоречит природе ребенка. В таком случае вы
Убеждаетесь в том, что ни француз ская, ни немецкая, ни итальянская системы, ни
Комбинированный метод не могут дать выхода из положения, что только социальность
Воспитания может дать выход. Если у ребенка есть потребность в устной речи, если
|
|
Устранена потребность в мимике, только тогд а вы можете быть уверены, что устная
Речь разовьется. Мне приходилось говорить со специалистами, и они находят, что
Устный метод лучше проверяется жизнью. После окончания школы, через несколько
Лет, когда ученики собираются вместе, оказывается: если у стная речь была
Условием существования для детей, тогда этой речью они овладели вполне, если же
Они не имели нужды в устной речи, то возвращались к своей немоте, которой
Страдали при поступлении в школу. Ситуация, оказывается, разрешается не тем или
И ным методом, а жизнью.
В наших школах для глухонемых все направлено против детских интересов. Все
Детские инстинкты и стремления не союзники наши в деле воспитания, а враги.
Проводится специальный метод, который заранее направлен против ребенка, заранее
Хочет изломать ребен ка, чтобы привить немому речь. И этот насильственный метод
На практике оказывается неприемлемым, силой вещей обрекается на отмирание.
Отсюда я не делаю вывода, что устный метод непригоден для школы. Я хочу сказать
Только, что ни один вопрос о специаль ном методе не может быть поставлен в узкие
Рамки специальной педагогики. Вопрос обучения устной речи не есть вопрос
Методики артикуляции. К нему нужно подойти с другой, неожиданной стороны.
Если вы обучаете глухонемого труду, если он научается делать тряпичных негров
и продавать их, если он делает "сюрпризы" и потом разносит их по ресторанам,
Предлагая посетителям, это не трудовое воспитание, а воспитание нищенства,
Потому что удобнее с чем-нибудь в руках просить милостыню. Глухонемым в подобном