Бессмысленной, тягостной, искусственно-аптекарской, бесплодной

Выписываю для примера несколько деталей: "1-е упражнение... По счету раз,

Два, три устанавливается полная тишина. Конец упражнения по сигналу - стук

Учителя по столу. Повторить 3-4 раза, выдерживая 10, затем 15, 20, 30 с. С

Невыдержавшим (повернулся, заговорил и т. д.) - сейчас же индивидуальные занятия

доске, возьми мел и положи на стол. Затем сядь на место. Тихо". И т.д. и т. п.

Или другое упражнение: "сохранить возможно дольше принятое положение" (там же,

с. 158-159). "Каждого ребенка снабжать тонкой книгой в твердом переплете или

Соответствующ ей величины досточкой, которую нужно держать горизонтально. На эту

Плоскость устанавливается конический мелок или, что лучше, выточенная из

Твердого дерева палочка около 10-12 см длины и около 1-1,5 см в диаметре

Основания. Малейшее движение опрокинет эту палочку, 1-е положение: ребенок стоит

Сдвинув ноги (пятки вместе, носки врозь) и держит досточку в обеих руках; другой

ученик устанавливает палочку (сфотографировать бы! - Л. В.)... 4-е положение: те

же упражнения... только не развертывая ступни: носки вместе" и т. п. (там же, с.

Без тени полемического задора и преувеличения следует все же сказать, что

Бессмыслица этих упражнений бьет в глаза и превосходит во много раз бессмыслицу

немецкой книги для переводов старого времени, хотя и одной с ней природы:

"Играете ли вы на скрипке?" - "Нет, мой маленький друг, но тетя этого человека

едет за границу". Точь-в-точь.

И вся психологическая ортопедия и сенсорная культура составлены из подобной

Бессмыслицы: ставить точки с возрастающей быстротой, переносить наполненные

Водой сосуды, нанизывать бусы, метать кольца, разбирать бусы, вычерчивать буквы,

Сравнивать таблицы, принимать выразительную позу, изучать запахи, сравнивать

Силу запахов - кого все это может воспитать? Не сделает ли это скорее из

Нормального ребенка умственной отсталого, чем разовьет в отсталом не захваченные

Зубцами жизни механизмы поведения, пси хики, личности? Чем все это отличается от

"острых зубов маленьких мышей нашего соседа" из французского вокабула? Если еще

вспомнить, что "каждое упражнение многократно "повторяется в течение ряда

уроков" (там же, с. 157) и что эти именно занятия соста вляют "во-первых и

во-вторых" задачи школы (там же, с. 59), станет ясно: пока мы не разделаемся с

донаучной педагогикой и пока мы не повернем на 180° всю вспомогательную школу

Вокруг ее оси, мы ничего не разовьем конической палочкой (10-12 см длины и 1-1,5

См в диаметре основания) на тонкой досточке и ничего не воспитаем в отсталом


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: