Речи, не возникающей на уроках искусственного артикулирования, а воспит

Ывающейся всей жизнью ребенка. Это то же требование, которое в более общей форме

выразил М. Гилль: "Следует развивать речь у глухонемого ребенка так же, как

жизнь создает ее у нормального" (цит. по кн.: Ф. Вернер, 1909, с. 38). Мы и

Стремимся провести это правило в жизнь.

"Последовательность в развитии речи у глухонемого, - говорит Н. A. Pay (5),

Основательница первого детского сада для глухонемых в России, - должна быть

Слепком с развития речи нормального ребенка. Стадии, этапы развития речи должны

Быть одни и те же, что и у нормального ребенка; разница будет только в

Средствах, способах и времени-глухонемой ребенок в состоянии будет говорить в

3-4 года, что нормальный говорит уже на первом году своей жизни" (1926, с. 59).

Уже здесь закладываются основы будущей речи. Речь не только исполняет функцию

общения между детьми, но и является орудием мысли. "Синтетическое чтение с

Губ...-говорит Н. A. Pay,-является началом мышления посредством устного слова.

При чтении с губ, замечая картину рта и движения речевых органов, ребенок уже

Тесно связывает эту картину с понятием, понятие-с движ ением рта, языка.

Например, ему знакомо уже выражение "поди сюда!" и, когда ему приходится самому

идти или мысленно звать другого, он видит "внутри себя" произнесение этой фразы.

Совершенно непроизвольно у ребенка напрягаются произнесшие эту фразу его

Собственные мускулы речевых органов. Постепенно, по мере частого чтения с губ

Одних и тех же слов, фраз, приказаний, у ребенка укрепляются как понятия, так и

Внутреннее произношение; не будучи еще в состоянии произносить устно, он уже

Говорит мысленно. Тут образуется самое драгоценное в нашей работе с

дошкольниками - привычка понимать, мыслить и выражать свою мысль устным словом"

(там же, с. 63). Таким образом, живая речь сразу выступает во всем многообразии

Ее функций, органически врастает в жизнь ребенка и сама- начинает формировать и

Жизнь, и поведение ребенка вокруг оси его социального опыта, главнейшим органом

Которого она является. Вот почему, суммируя то, что детский сад дает ребенку, Н.

A. Pay правильно говорит: "Опыт доказал, что дошк ольное воспитание глухонемого

Является прочной.базой живой устной речи и единственным способом приобщения

Глухонемого к обществу слышащих. Только через дошкольное воспитание к живому

устному слову, только через устное слово в среду слышащих" (там же, с. 67).

3.

Дальнейшее обучение глухонемых детей устной речи, уже на школьной ступени,

Продолжает развивать те же самые начала и стороны, которые намечаются уже в


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: