Ывающейся всей жизнью ребенка. Это то же требование, которое в более общей форме
выразил М. Гилль: "Следует развивать речь у глухонемого ребенка так же, как
жизнь создает ее у нормального" (цит. по кн.: Ф. Вернер, 1909, с. 38). Мы и
Стремимся провести это правило в жизнь.
"Последовательность в развитии речи у глухонемого, - говорит Н. A. Pay (5),
Основательница первого детского сада для глухонемых в России, - должна быть
Слепком с развития речи нормального ребенка. Стадии, этапы развития речи должны
Быть одни и те же, что и у нормального ребенка; разница будет только в
Средствах, способах и времени-глухонемой ребенок в состоянии будет говорить в
3-4 года, что нормальный говорит уже на первом году своей жизни" (1926, с. 59).
Уже здесь закладываются основы будущей речи. Речь не только исполняет функцию
общения между детьми, но и является орудием мысли. "Синтетическое чтение с
Губ...-говорит Н. A. Pay,-является началом мышления посредством устного слова.
При чтении с губ, замечая картину рта и движения речевых органов, ребенок уже
Тесно связывает эту картину с понятием, понятие-с движ ением рта, языка.
Например, ему знакомо уже выражение "поди сюда!" и, когда ему приходится самому
идти или мысленно звать другого, он видит "внутри себя" произнесение этой фразы.
Совершенно непроизвольно у ребенка напрягаются произнесшие эту фразу его
Собственные мускулы речевых органов. Постепенно, по мере частого чтения с губ
Одних и тех же слов, фраз, приказаний, у ребенка укрепляются как понятия, так и
Внутреннее произношение; не будучи еще в состоянии произносить устно, он уже
Говорит мысленно. Тут образуется самое драгоценное в нашей работе с
дошкольниками - привычка понимать, мыслить и выражать свою мысль устным словом"
(там же, с. 63). Таким образом, живая речь сразу выступает во всем многообразии
Ее функций, органически врастает в жизнь ребенка и сама- начинает формировать и
Жизнь, и поведение ребенка вокруг оси его социального опыта, главнейшим органом
Которого она является. Вот почему, суммируя то, что детский сад дает ребенку, Н.
A. Pay правильно говорит: "Опыт доказал, что дошк ольное воспитание глухонемого
Является прочной.базой живой устной речи и единственным способом приобщения
Глухонемого к обществу слышащих. Только через дошкольное воспитание к живому
устному слову, только через устное слово в среду слышащих" (там же, с. 67).
3.
Дальнейшее обучение глухонемых детей устной речи, уже на школьной ступени,
Продолжает развивать те же самые начала и стороны, которые намечаются уже в