Детских интересов, а не против нее. Из инстинктов ребенка надо сделать своих
Союзников, а не врагов. Надо создавать потребность в общечеловеческой речи -
Тогда появится и речь. Опыт говорит за это. Жизнь говорит за это. Традиционная
Школа не только не может, по выражению В. Штерна, окунуть ребенка в речь, но и
Все в ней организовано так, чтоб убить потребность в устной речи. Речь рождается
Из потребности общения и мысли; мысль и общение появляются в результате
Приспособления к сложным жизненным условиям. А. Гуцман, оцени вая немецкий опыт,
Справедливо говорит. Что большинству выпускаемых из школ глухонемых недостает
Умения справляться с явлениями и требованиями общественной жизни. Происходит
Это, конечно, оттого, что сама школа изолирует их от жизни.
Важнейший грех традиционной школы тот, что она систематически отрывает
Глухого от нормальной среды, изолирует и помещает его в узкий, замкнутый мирок,
|
|
Где все приспособлено к его дефекту, где все рассчитано на дефект, все
Напоминает о нем. Эта искусст венная среда во многом расходится с тем нормальным
Миром, в котором придется жить глухонемому. В специальной школе очень скоро
Создается затхлая госпитальная атмосфера, больничный режим. Глухой вращается в
Узком кругу глухих. Все питает в этой среде д ефект, все фиксирует глухого на
Его глухоте и травмирует его именно в этом пункте. Здесь не только не
Развиваются, но систематически атрофируются те силы ребенка, которые помогли бы
Ему впоследствии войти в жизнь. Душевное здоровье, нормальная психика
Дезорганизуются и расщепляются; глухота обращается в травму. Такая школа
Усиливает психологию сепаратизма, она по своей природе антисоциальна и
Воспитывает антисоциальность. Выход дает только коренная реформа всего
Воспитания в целом.
Этот выход сурдопедагогике в РСФСР подсказан всем революционным опытом школы
Для нормальных детей. Выше я пытался защищать тезис, что с принципиальной и
Научной точек зрения нет разницы между воспитанием нормального и глухого
Ребенка. Поэтому наша шко ла для глухонемых ориентируется на нормальную школу и
Кладет в основу общие идеи революционной трудовой школы. Уже в дошкольном
Учреждении работа с глухонемым ребенком строится на широкой основе социального
Воспитания. Центральная идея состоит в том, что воспитание рассматривается как
Часть общественной жизни и как организация участия детей в этой жизни.
Воспитание и образование в обществе, через общество и для общества - вот основа