В себе повышенную чуткость, внимательность, любопытство, недоверчивость по

Отношению к окружающим; мож ет быть, он выработает в себе еще ряд черт,

Появление которых может быть понято, если мы примем во внимание, что эти

Особенности характера являются реакцией ребенка на трудности, которые он

Встречает на пути. Ребенок, вследствие своего недостатка став ший предметом

Насмешек со стороны товарищей, будет вырабатывать в себе повышенную

Подозрительность, любопытство, настороженность, и вся эта сложная

Психологическая надстройка, т. е. сложная система установки, способов действий,

Может быть нами понята как реакция, как ответ на те трудности, которые ребенок

Встречает в процессе приспособления к социальной среде.

Мы можем наметить три основных типа такого реактивного образования со стороны

Ребенка. Один из них известен в связи с психиатрией, и в медицине его называют

Бредом тугоухих. Эта группа настолько отлична от остальных, что психиатры давно

Выделили ее. У тугоухих людей начинают возникать реактивные образования, о

Которых я говорил. У человека, начинающего глохнуть, развивается

Подозрительность, недоверчивость, мнительность, настороженность. Каждое слово

Окружающих дает повод для сильной тревоги, ему к ажется, что люди что-то плохое

Замыслили против него. Он теряет сон, начинает бояться, что его убьют, готов

Обвинить в заговоре против себя, каждое новое лицо ему кажется подозрительным. В

Конце концов, у него возникает бред преследования.

Являются ли эти черты характера такими же по психологической природе, как и

Те, с которых я начал? Полагаю, что данное образование появляется в ответ на

Трудности приспособления к окружающей среде. Если бы недостаток слуха не

Отграничивал этого челове ка от окружающей среды и продолжались нормальные

Отношения с окружающими людьми, то никакого особого поведения не было бы. Хотя

Мы и вправе сказать, что здесь имеется реактивное образование, однако

Подозрительность, настороженность-это установка повед ения, известный способ

Действия по отношению к окружающей среде, способ, выработанный в ответ на те

Трудности, с которыми встречается человек. Но это - фиктивная установка, которая

Не исходит из действительности, так как близкие люди вовсе не желают е му зла. И

Те способы поведения, которые выработались у нашего больного в ответ на

Трудности, реально не преодолевают их. Сами затруднения возникли на основании

Идей, расходящихся с действительностью, и больной борется с этими призраками

Призрачными же средствами. Такую систему образования тех или иных черт характера


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: