Что эта установка настороженности, подозрительности, мнительности возникла как
Компенсация, когда человек стремится чем-то защитить себя от возникших перед ним
Трудностей. Если обратиться к примеру, с которого я начал, то и у тугоухого
Ребенка возможны две противоположные линии развития характера. Первая (мы ее
Можем назвать реальной компенсацией) возникает в ответ н а более или менее
Реально учитываемые трудности. Так, если тугоухий ребенок вырабатывает в себе
Повышенную чуткость, наблюдательность, любопытство, внимательность, сметливость,
Научается по неясным признакам узнавать то, что другие дети узнают путем с
Лухового восприятия, он не будет оставлять сторожевого пункта, чтобы не упустить
Ничего, потому что он исходит из реального учета трудностей. Это и называется
Реальной компенсацией. О фиктивной компенсация мы уже говорили.
Наконец, последнее образование. Оно может принимать самые разнообразные
|
|
Формы. Мы здесь не встретим двух указанных типов компенсации (бредовой и
Реальной). Третий тип - наиболее трудно определимый, он настолько многообразен,
Настолько не представляет внешнего единства, что я затруднился бы обозначить его
Одним словом. Но вот примерно в чем он заключается. Представьте себе, что
Ребенок испытывает известную слабость. Эта слабость может стать в известных
Условиях силой. Ребенок может прикрываться сво ей слабостью. Он слаб, плохо
Слышит - это понижает его ответственность по сравнению с другими детьми и
Привлекает большую заботливость со стороны других людей. И ребенок начинает
Культивировать в себе болезнь, так как она дает ему право требовать повы шенного
К себе внимания. Он окольным путем как бы вознаграждает себя за испытываемые
Трудности. Взрослые знают, какие выгоды заключает в себе болезнь, когда и
Ответственность детей снижается, и они могут ставить себя в исключительное
Положение. Особен но же хорошо этим пользуются дети в семье, когда из-за болезни
Ребенок сразу выдвигает себя в центр внимания всех окружающих. Вот это бегство в
Болезнь или прикрывание своей слабостью и представляет собой третий вид
Компенсации, о которой трудно сказа ть, реальна она или нет. Она и реальна,
Потому что ребенок добивается известных выгод, она и фиктивна, потому что он не
Избавляется от трудностей, но, наоборот, еще усиливает их. Мы имеем в виду
Ребенка, который отягощает свой недостаток. При испытани и слуха он склонен
Показать гораздо большую степень поражения, чем оно есть в действительности,