Современные психологи предлагают называть фиктивной компенсацией. Они говорят

Что эта установка настороженности, подозрительности, мнительности возникла как

Компенсация, когда человек стремится чем-то защитить себя от возникших перед ним

Трудностей. Если обратиться к примеру, с которого я начал, то и у тугоухого

Ребенка возможны две противоположные линии развития характера. Первая (мы ее

Можем назвать реальной компенсацией) возникает в ответ н а более или менее

Реально учитываемые трудности. Так, если тугоухий ребенок вырабатывает в себе

Повышенную чуткость, наблюдательность, любопытство, внимательность, сметливость,

Научается по неясным признакам узнавать то, что другие дети узнают путем с

Лухового восприятия, он не будет оставлять сторожевого пункта, чтобы не упустить

Ничего, потому что он исходит из реального учета трудностей. Это и называется

Реальной компенсацией. О фиктивной компенсация мы уже говорили.

Наконец, последнее образование. Оно может принимать самые разнообразные

Формы. Мы здесь не встретим двух указанных типов компенсации (бредовой и

Реальной). Третий тип - наиболее трудно определимый, он настолько многообразен,

Настолько не представляет внешнего единства, что я затруднился бы обозначить его

Одним словом. Но вот примерно в чем он заключается. Представьте себе, что

Ребенок испытывает известную слабость. Эта слабость может стать в известных

Условиях силой. Ребенок может прикрываться сво ей слабостью. Он слаб, плохо

Слышит - это понижает его ответственность по сравнению с другими детьми и

Привлекает большую заботливость со стороны других людей. И ребенок начинает

Культивировать в себе болезнь, так как она дает ему право требовать повы шенного

К себе внимания. Он окольным путем как бы вознаграждает себя за испытываемые

Трудности. Взрослые знают, какие выгоды заключает в себе болезнь, когда и

Ответственность детей снижается, и они могут ставить себя в исключительное

Положение. Особен но же хорошо этим пользуются дети в семье, когда из-за болезни

Ребенок сразу выдвигает себя в центр внимания всех окружающих. Вот это бегство в

Болезнь или прикрывание своей слабостью и представляет собой третий вид

Компенсации, о которой трудно сказа ть, реальна она или нет. Она и реальна,

Потому что ребенок добивается известных выгод, она и фиктивна, потому что он не

Избавляется от трудностей, но, наоборот, еще усиливает их. Мы имеем в виду

Ребенка, который отягощает свой недостаток. При испытани и слуха он склонен

Показать гораздо большую степень поражения, чем оно есть в действительности,


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: