Речи детей называть не глухонемыми (так как их немота фактически преодолена), а
Глухими. Наряду с устной речью существует так называемая ручная азбука
Глухонемых, где каждая буква обозначается особым условным жестом. Возможности
Развития глухонемого ребенка разнообразны.
Воспитание слепоглухонемого ребенка. Воспитание слепоглухонемого ребенка
Представляет значительно большие трудности и натыкается на большие препятствия,
Чем воспитание слепого или глухого ребенка. Однако, поскольку замыкающий аппарат
Нервной систем ы и психический аппарат при слепоглухоте могут быть не
Повреждены, такой ребенок все же имеет безграничные возможности развития и
Воспитания. Всем известны имена Елены Келлер и Лауры Бриджмен, двух
Слепоглухонемых, которые достигли благодаря воспитани ю и обучению высокого
Психического развития. Елена Келлер сделалась даже известной писательницей,
Проповедницей оптимизма. Сведения о Лауре Бриджмен более скромны, но и более
|
|
Достоверны и научно точны: она овладела языком, чтением, письмом, элементарн ой
Арифметикой, географией, естественной историей. Основой воспитания
Слепоглухонемого ребенка является обучение его речи. Только обладая речью, он
Может стать социальным существом, т. е. человеком в настоящем смысле слова.
Контакт с окружающими устанавливается у такого ребенка через осязание; осязани
Ем он воспринимает знаки пальцевой (ручной) азбуки глухонемых (дактилология) и
Выпуклые буквы точечного шрифта Брайля для слепых; так научается он понимать
Речь и читать. Говорить такой ребенок может или при помощи ручной азбуки, или
Пользуясь устной речью, которой он научается благодаря подражанию. Правда, это
Обучение очень затруднено по сравнению с обучением глухого ребенка, так как
Слепоглухонемой не видит артикуляционных движений собеседника и руководствуется
При подражании исключительно осяз анием.
Калеки. Дети-калеки обычно гораздо ближе к нормальному типу ребенка, чем
Слепые и глухие, и требуют гораздо меньше особенностей в воспитании, чем они.
Затруднения, связанные с воспитанием калек, большей частью внешнего характера
(невозможность ходи ть в школу, писать, работать и т. д.). Внутренней опасностью
Является возможность потерять душевное равновесие под влиянием трудностей и
Особая социально-психологическая позиция, создаваемая исключительным положением
Ребенка-калеки в среде. Поэтому за дача воспитания - предупреждение