Можем заметить у зрячих, и надо полагать, что в случае исключительного общения
Слепых со слепыми, без всякого сношения со зрячими, могла бы возникнуть особая
порода людей". Слепоту побеждает слово. Не развитие и чрезмерное усиление и
Обострение других чувств (слуха, осязания и т. д.), т. е. не прямая органическая
Компенсация отсутствующего зрения оставшимися чувствами, составляют поэтому
Основную задачу в воспитании слеп ого ребенка, как полагала теория викариата
Чувств. Задача заключается в приобщении слепого ребенка через речь к социальному
Опыту зрячих, в приспособлении ребенка к труду и общественной жизни зрячих, в
Компенсации через знание и понимание недостающих ему непосредственных зрительных
Впечатлений и пространственного опыта. Огромное значение имеет также физическое
Воспитание слепого ребенка, развитие его движений, использование слуха и
Осязания.
Психологические основы воспитания и обучения глухонемого ребенка. Глухонемой
|
|
Ребенок физически гораздо более приспособлен, чем слепой. Мир представлен в
Человеческом сознании преимущественно как зрительный феномен. Звуки в системе
Природы играют ме ньшую роль. С биологической стороны глухота должна составлять
Неизмеримо меньший недостаток, чем слепота. Так оно в действительности и есть, и
Глухое животное, вероятно, менее беспомощно, чем слепое. Не так у человека.
Лишая его речи, глухота выключае т его из социальной жизни людей сильнее, чем
Слепота. Р. Линднер, произведший обстоятельное психологическое исследование
Глухонемого ребенка, пришел к подтверждению старинного мнения: лишенный речи,
Глухонемой ребенок в психическом развитии не поднима ется сколько-нибудь
Значительно над уровнем человекоподобных обезьян. Обучение глухонемого ребенка
Речи основывается на чтении с губ, т. е. на умении ребенка воспринимать и
Понимать оптическую картину речи; так же как для нас речь состоит из различных
Комбинаций звуков, для глухого она состоит из различных комбинаций зр ительных
Образов, речевых движений, составляющих слова и фразы. Глухого ребенка можно
Научить произносить слова, так как его немота основана не на дефектах речевого
Аппарата, мозговых центров речи или проводящих нервных путей, а на неразвитости
Речи в следствие отсутствия слуха и невозможности усвоить устную речь от
Окружающих. Путем подражания речевым движениям говорящих людей у глухого ребенка
Можно воспитать и развить устную речь, настолько близкую к нормальной, что,