Компенсаторный фонд беден, возможности развития часто очень ограниченны по
Сравнению с нормальными детьми. Если для воспитания глухого и слепого ребенка
Характерно своеобразие символики и способа обучения, то для воспитания
Слабоумного необходимо качественное изменение самого содержания образовательной
Работы. Однако компенсаторные процессы, как правило, всегда имеют место и в
Развитии такого ребенка. Иногда они приводят к образованию специальных талантов
(в области памяти, наблюдательности и т. д.), чаще всего они выражаются в
Развитии практического интел лекта, т. е. способности к разумному действию, в
Моторной одаренности и т. п.
Ребенок с дефектом и нормальный ребенок. Процесс компенсации, вызываемый
Дефектом, может иметь различный исход, который зависит от тяжести самого
Дефекта, компенсаторного фонда, т. е. богатства отсталых органов и функций
Организма, привлекаемых для компенсирования дефекта, и, наконец, от воспитания,
|
|
Т. е. от того или иного сознательного направления, придаваемого этому процессу.
Если компенсация не удается, перед нами о бычно глубоко болезненный, резко
Ненормальный, тяжко дефективный ребенок. Если компенсация удается, она может
Повести к выработке компенсирующих функций, к выявлению способностей. Чаще всего
Мы наблюдаем средние степени компенсации, большее или меньшее приближение к
Определенному социальному типу личности; в этом случае перед нами социально
Полноценный, трудоспособный нормальный ребенок.
Основные положения плана педологической исследовательской работы
В области трудного детства
(* Проект плана разрабатывался комиссией в составе Д. И. Азбукина, Л. С.
Выготского, М. О. Гуревича, Л. В. Занкова, Е. С. Лившиц)
План педологической (2) исследовательской работы* окончательно не оформлен и
Не принят, но его важнейшие основы и даже его содержание в главных частях могут
Считаться достаточно выясненными. К тому же происходившая летом этого года
плановая конференц ия исследовательских институтов рассмотрела и подтвердила в
основных чертах разработанный проект плана, дополнила его и внесла
Соответствующие изменения.
В настоящем виде, несмотря на отсутствие окончательной, во всех деталях и
пунктах разработанной исследовательской программы, основные черты плана можно
Считать уже выясненными и принятыми, основные пути исследовательской работы по
педологии намеченными. И потому именно сейчас, перед тем как план будет
Окончательно завершен, мы считаем нужным обсудить главные положения, которыми