Генетическая судьба, ее роль в процессе развития, так же как и функциональное
Значение, были ложно оценены в прежних исследованиях. В самом деле, если
Эгоцентрическая речь ничего не меняет в поведени и, если она просто побочный
Продукт, если она не выполняет никакой функции, совершенно естественно, что
Вместе с возрастом и развитием ребенка она отмирает, выпадает из поведения. Но
Если она является по существу не чем иным, как первой ступенью в раз витии
Детского мышления, то трудно ожидать, чтобы она не оказалась тесно, внутренне
Неразрывно связанной с последующими ступенями развития словесного мышления
Ребенка. И действительно, ряд исследований позволяют сделать вывод, что в
Эгоцентрической ре чи мы имеем один из главнейших моментов перехода от внешней к
Внутренней речи, что она является лишь первой ступенью в образовании внутренней
Речи и, следовательно, речевого мышления ребенка.
Эгоцентрическая речь - так сформулировали мы в другом месте результаты наших
|
|
Наблюдений - еще внешняя речь по физиологической природе. Она еще звучит, слова
Произносятся вовне, ребенок мыслит вслух, его мышление еще не отдалено от
Разговора, оно еще о бнаруживает все черты простого монолога, разговора вслух с
Самим собой, но психологически перед нами уже внутренняя речь, т.е. речь в
Основном, в главном, решающем, изменившая свою функцию, превратившаяся уже в
Способ мышления, во внутренний способ п оведения, в особую форму деятельности
Детского интеллекта.
Мы не будем сейчас останавливаться подробно на всех моментах, говорящих в
Пользу признания эгоцентрической речи первой ступенью в развитии внутренней речи
Ребенка. Скажем только, что исчезновение эгоцентрической речи к моменту
Школьного возраста наход ит дополнение в других фактах, показывающих, что
Внутренняя речь складывается и развивается именно в первом школьном возрасте. На
Основании этого и многих других фактов мы развили гипотезу, состоящую в том, что
Эгоцентрическая речь не исчезает вовсе в поведении ребенка, но превращается,
Переходит, перерастает во внутреннюю речь, этот переход подготовлен всем ходом
Развития эгоцентрической речи и совершается на границе дошкольного и школьного
Возрастов. Мы проследили один из важнейших переходов от внешней речи к
Внутренней и можем сказать, что сущность построения функции речевого мышления
Заключается в следующем: ребенок усваивает социальный способ поведения, который
Начинает применять к самому себе так же, как прежде другие применяли этот способ