Особенностей

Все современное психологическое исследование ненормального ребенка проникнуто

Той основной идеей, что картина умственной отсталости и других форм

Ненормального развития ребенка представляет в высшей степени сложное строение.

Ошибочно думать, что из де фекта, как из основного ядра, прямо и непосредственно

Могут быть выделены все решительно симптомы, характеризующие картину в целом. На

Самом деле оказывается, что те особенности, в которых проявляется эта картина,

Имеют очень сложное строение. Они обнаруживают чрезвычайно запутанную

Структурную и функциональную связь и зависимость и, в частности, п оказывают,

Что наряду с первичными особенностями такого ребенка, вытекающими из его

Дефекта, существуют вторичные, третичные и т. д. осложнения, вытекающие не из

Самого дефекта, но из первичных его симптомов. Возникают как бы добавочные

Синдромы ненор мального ребенка, как бы сложная надстройка над основной картиной

Развития. Умение отличить основное и добавочное, первичное и вторичное в

Развитии ненормального ребенка-необходимое условие не только для правильного

Теоретического понимания интересующ ей нас проблемы, но и для практических

Действий.

Как бы ни показалось парадоксальным это положение, но все научные тенденции

Современной дефектологии, если взять их практические выводы, ориентируют нас в

Чрезвычайно неожиданном, с точки зрения традиционной, практики, направлении. Они

Учат нас, что н аибольшие возможности развития ненормального ребенка заложены

Скорее в области высших, чем низших функций. Долгое время в дефектологии

Молчаливо признавался в качестве основной предпосылки закон Т. Рибо, X. Джексона

И других, гласящий, что порядок пат ологического разрушения обратный по

Сравнению с порядком построения функций. То, что позже всего возникает в

Процессе развития, раньше всего страдает в процессе распада. Процесс развития и

Процесс распада связаны, таким образом, как бы обратным отноше нием.

С этой точки зрения естественно, что распад при ряде патологических процессов

Начинается именно с высших, наиболее поздних, наиболее сложных функций, оставляя

Вначале в стороне и не затрагивая низших. В применении к недоразвитию этот закон

Понимался с ледующим образом: сфера высших психологических функций навсегда

Признавалась закрытой и недоступной для ненормального ребенка, а все

Педагогические устремления были направлены на совершенствование и продвижение


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: