По интеллектуальному уровню коллективы как наиболее жизненные.
Приведем в качестве примера следующие данные. В то время как объединение
Имбецилов с имбецилами дает среднюю численность 2,6 человека и среднюю
Длительность существования коллективов 7-6 мин, дебил с дебилом дает среднюю
Численность 2,0 человека и сре днюю длительность 9,2 мин, объединение имбецилов
С дебилами дает среднюю численность 5,2 человека и среднюю Длительность 12,8
Мин. К сожалению, большинство исследований, посвященных проблеме коллектива
Умственно отсталых детей, изучает внешние, формал ьные моменты, вроде
Численности, длительности существования коллектива и т. п., но не внутреннюю
Структуру поведения ребенка и ее изменения в коллективе. Поэтому в изучении
Коллектива возникает как бы формальным уклон, который ограничивается учетом дв
Игательной деятельности, моментов торможения, растормаживания и т. д. Если бы от
Этих формальных моментов мы перешли к глубоким изменениям, которые претерпевает
Личность умственно отсталого ребенка и которые скрываются за этими формальными
Моментами, мы увидели бы, что каждый из входящих в коллектив детей, как бы
Растворяясь в чем-то целом, приобретает новые качества и особенности. Изучение
Свободной социальной жизни глубоко отсталых детей вскрывает с совершенно новой
Стороны биологически неполноценную личность идиота, имбецила, дает возможность
Подойти к проблеме интеллектуальной недостаточности с точки зрения социальной
Приспо собляемости детей. Эта область должна быть поставлена в центр внимания
Педагогической работы с глубоко отсталыми детьми, и она же, конечно, дает в наши
Руки ключ к сложной проблеме комплектования глубоко отсталых детей в группы.
Совершенно справедливой представляется нам формулировка В. С. Красусского,
Когда он говорит, что вопрос о социальной компенсации дефекта может быть в
Каждом конкретном случае вскрыт и детализирован только при наличии исчерпывающей
Н всесторонне понима емой свободной социальной жизни изучаемых детей.
Остановимся на этих данных. Нам думается, правильнее было бы говорить не о
Том, что в свободных детских коллективах раскрываются новые стороны личности
Глубоко отсталого ребенка (что тоже само по себе верно), но, скорее, о том, что
В эти коллективах л ичность глубоко отсталого ребенка действительно находит
Живой источник развития и в процессе коллективной деятельности и сотрудничества
Поднимается на более высокую ступень.