Здесь совершенно очевидно, что вся тяжесть и все ограничения, создаваемые

Дефектом, заключены не в не достатке самом по себе, но в тех последствиях, в тех

Вторичных осложнениях, которые вызываются этим недостатком. Сама по себе глухота

Могла бы и не быть таким тяжким препятствием на пути интеллектуального развития

Глухонемого ребенка, но вызываемая ею немота, отсутствие речи является

Величайшим препятствием на этом пути. Поэтому в проблеме речи как в фокусе сход

Ятся все частные проблемы развития глухонемого ребенка.

Это есть поистине проблема проблем всей сурдопедагогики.

Сейчас, после того, что было сказано выше относительно развития высших форм

Мышления и логики ребенка в связи с социализацией этих функций, совершенно ясно,

Что отсутствие речи у глухонемого ребенка, затрудняя его полноценное общение в

Коллективе, выр ывая его из коллектива, является одним из основных тормозов в

Развитии высших психологических функций. Экспериментальное исследование на

Каждом шагу показывает: то, что мы отнимаем у глухонемого ребенка в общении, ему

Не хватает в мышлении. В этом воп росе создался заколдованный круг, из которого

До сих пор практическая педагогика не нашла выхода.

С одной стороны, борьба против искусственности речи, фразировки, стремление

Воспитать живую, действенную речь, дающую возможность социального общения, а не

Только отчетливого произношения звуков, требуют пересмотра того места, которое

Речь занимает в традиционном воспитании глухонемого ребенка. Если в традиционном

Воспитании речь паразитически съедает все остальные стороны воспитания,

Становится самоцелью, то именно поэтому она теряет свою жизненность: глухонемой

Ребенок научается произносить слова, но он не научается говорить, пользоваться

Речью как средством общения и мышления. Поэтому наряду с искусственно привитой

Речью он пользуется более охотно свойственным ему мимическим языком, который

Выполняет у него все жизненные функции речи. Борьба устной речи с мимикой,

Несмотря на все добрые намерения педагогов, как правило, всегда оканчивается

Победой мимики, не потому, что именно мимика с психологической стороны является

Истинной речью глухонемого, не потому, что она легче, как говорят мно гие

Педагоги, а потому, что она есть подлинная речь во всем богатстве ее

Функционального значения, а искусственно прививаемое устное произношение слов

Лишено жизненного богатства и является только мертвым слепком с живой речи.

Таким образом, перед педагогикой встала задача вернуть устной речи ее


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: