Другой. Слабоумный ребенок не обнаруживает тех ступенчатых, связных и
Постепенных переходов между абсолютной разделенностью и абсолютным слиянием
Психических систем, тех эластичных и подвижных отношений между ними, которые мы
Наблюдаем у нормального ребенка. Это Левин считает одной из фундаментальных
Особенностей умственно отсталого ребенка, которая объясняет часто встречающиеся
Противоречия в его поведении.
Склонность к структуре, объединяющейся по закону "или- или", определяет и
Отношение отсталого ребенка к окружающему миру. Слабоумный ребенок в гораздо
Большей степени, чем нормальный, может находиться или в одной,- или в другой
Ситуации. Отдельные сит уации представляют для него гораздо более раздельное и
Замкнутое целое, чем у нормального. Он становится беспомощным, когда задача
Требует от него какой-либо связи между отдельными ситуациями или одновременного
Участия в двух ситуациях. Из-за этого отсталый ребенок обнаруживает большую
Выдержку и энергию в преследовании определенной цели, большие силы и
Концентрированность внимания на одном поле, чем нормальный. Но если благодаря
внешним влияниям изменяется ситуация, то в силу того же закона "или-или" он
Гораздо легче, чем нормальный ребенок, переходит в новую ситуацию и совершенно
Оставляет старую. Поэтому умственно отсталый ребенок чрезвычайно чувствителен к
Внешним моментам, которые легко разрушают пр ежде всего близкую ситуацию и
Создают новую. Наконец, из этих особенностей аффективной динамики отсталого
Ребенка Левин выводит и важные отличия его интеллекта: интеллектуальную
Недостаточность, или дефект, конкретность, интеллектуальную малоподвижность и
Общий инфантилизм при сохранной способности восприятия.
Особенности аффективной сферы отсталого ребенка, найденные Левином,
Объясняют, по его мнению, особенности интеллектуальных процессов этого ребенка.
Суть интеллектуального акта, как мы видели, в том, что два разделенных между
Собой факта становятся нес амостоятельными частями единого целого или первичное
Единое целое расщепляется на относительно самостоятельные области. В зависимости
От этого и происходит изменение структуры всего поля. Ясно, что недостаточная
Общая подвижность психических систем до лжна затруднять интеллектуальный акт
Этого рода, так как она решает изменения структурных целых в поле.
Опытные данные говорят о том, что умственно отсталый ребенок оказывается