Что консультация возвращает им их же собственный рассказ и наблюдение

Снабженные какими-либо научными терминами, как это было в случае с

Ребенком-эпилептоидом. И если родители, педагоги не находятся под гипнозом этого

Научного термина, они не могут не разглядеть того, что их, в сущности, обманули.

Им дали то же самое, что только что получили от них, но снабдили это ярким,

Большей частью иностранным и непонятным ярлычком.

Само собой разумеется, нельзя впадать при этом в крайнее упрощение и

вульгаризацию. Несомненно, понятие "эпилептоид", которым определил

Ученый-клиницист ребенка, неизмеримо более содержательное и богатое, чем те

Скудные непосредственные наблюдения и з нания, которые имела мать о ребенке. В

понятий "эпилептоид", как бы мало разработанным оно нам ни казалось; заключены,

Как в зерне, в зародышевой форме многие закономерности, управляющие тем

Явлением, отражением которого служит данное понятие. Однако беда не в том, что

Содержание научного понятия не дошло до матери, не в том, что оно еще

Недостаточно развитое и содержательное, беда в том, что это понятие само по себе

Не есть то, что может разрешить практические задачи; возникшие перед матерью

Труд ного ребенка и заставившие ее обратиться в консультацию.

Неудовлетворенность определением, можно сказать, объясняется тем, что

Современное учение о психопатических конституциях еще недостаточно разработано,

А потому мы волей-неволей должны примириться с уровнем развития той или иной

Проблемы и терпеливо ждать, пока наука не сделает значительных успехов в этом

Вопросе. Причина неудовлетворенности, можно полагать, в том, что даже то научное

Содержание, которое современная клиника вкладывает в определенное понятие, не

Дошло до матери. Здесь корни трудности заложены не в самом понятии, а в неумении

Или невозможности передать это понятие неподготовленному человеку. Но то и

Другое объяснение, думается нам было бы одинаково неверно. Нам думается, что,

Если бы перед нами стоял человек, могущий вполне и до са мого конца понять все

Научное содержание данного диагноза, и если бы самое состояние учения об

Эпилептоидах было чрезвычайно развито, все же в основном мать, о которой я

Рассказал, осталась бы права. Разумеется, оба эти момента, т. е. развитие самого

Понятия и степень его понимания, существенны в определении практической

Успешности данного диагноза, но не они решают дело. Дело решает то, что мысль

Исследователя была направлена мимо цели. Эта мысль не отвечала на центральный

Вопрос, который заключа лся в самой ситуации, и оказалась бессильной прибавит


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: