Снабженные какими-либо научными терминами, как это было в случае с
Ребенком-эпилептоидом. И если родители, педагоги не находятся под гипнозом этого
Научного термина, они не могут не разглядеть того, что их, в сущности, обманули.
Им дали то же самое, что только что получили от них, но снабдили это ярким,
Большей частью иностранным и непонятным ярлычком.
Само собой разумеется, нельзя впадать при этом в крайнее упрощение и
вульгаризацию. Несомненно, понятие "эпилептоид", которым определил
Ученый-клиницист ребенка, неизмеримо более содержательное и богатое, чем те
Скудные непосредственные наблюдения и з нания, которые имела мать о ребенке. В
понятий "эпилептоид", как бы мало разработанным оно нам ни казалось; заключены,
Как в зерне, в зародышевой форме многие закономерности, управляющие тем
Явлением, отражением которого служит данное понятие. Однако беда не в том, что
Содержание научного понятия не дошло до матери, не в том, что оно еще
|
|
Недостаточно развитое и содержательное, беда в том, что это понятие само по себе
Не есть то, что может разрешить практические задачи; возникшие перед матерью
Труд ного ребенка и заставившие ее обратиться в консультацию.
Неудовлетворенность определением, можно сказать, объясняется тем, что
Современное учение о психопатических конституциях еще недостаточно разработано,
А потому мы волей-неволей должны примириться с уровнем развития той или иной
Проблемы и терпеливо ждать, пока наука не сделает значительных успехов в этом
Вопросе. Причина неудовлетворенности, можно полагать, в том, что даже то научное
Содержание, которое современная клиника вкладывает в определенное понятие, не
Дошло до матери. Здесь корни трудности заложены не в самом понятии, а в неумении
Или невозможности передать это понятие неподготовленному человеку. Но то и
Другое объяснение, думается нам было бы одинаково неверно. Нам думается, что,
Если бы перед нами стоял человек, могущий вполне и до са мого конца понять все
Научное содержание данного диагноза, и если бы самое состояние учения об
Эпилептоидах было чрезвычайно развито, все же в основном мать, о которой я
Рассказал, осталась бы права. Разумеется, оба эти момента, т. е. развитие самого
Понятия и степень его понимания, существенны в определении практической
Успешности данного диагноза, но не они решают дело. Дело решает то, что мысль
Исследователя была направлена мимо цели. Эта мысль не отвечала на центральный
Вопрос, который заключа лся в самой ситуации, и оказалась бессильной прибавит