Основной принцип исследования развития совершенно правильно формулирует

Гезелл: "Высшим генетическим законом является, по-видимому, следующий: всякий

Рост в настоящем базируется на прошлом росте. Развитие не есть простая функция,

Полностью определяемая икс-единицами наследственности плюс игрек-единицами

Среды. Это есть исторический комплекс, отображающий на каждой данной ступени

Заключенное в нем прошлое. Другими словами, искусственный дуализм среды и

Наследственности уводит нас на ложный путь; он заслоняет от нас тот факт, что

Развитие есть непрерывный самообусловливаемый процесс, а не марионетка,

управляемая дерганием двух ниточек" (1932, с. 218). В другой книге Гезелл

Говорит, что как у нормальных, так и у ненормальных детей все стадии орган

Ически и безостановочно вытекают одна из другой, подобно действию хорошо

Слаженной драмы, и если мы хотим понять развязку, мы должны следить за всеми

Актами.

Таким образом, вскрытие внутренней логики драмы детского развития,

Динамического сцепления между ее отдельными актами и перипетиями составляет

Основную задачу методики педологического исследования.

Мы не будем подробно останавливаться на основных и первых этапах нашей

Разработки педологической методики. Отдельные этапы были освещены в свое время в

Ряде докладов и работ, к которым мы и отсылаем читателя. Здесь мы для понимания

Преемственности всех этих этапов и для понимания внутренней логики развития

Основной, защищаемой нами идеи приведем только главные положения, которые были

Выработаны на предшествующих этапах. Первые положения приведи нас к убеждению,

Что традиционные методы исследования (шкала Бине, профиль Г. И. Россолимо и др.)

Основываются на чисто количественной концепции детского развития; по существу

Они ограничиваются чисто негативной характеристикой ребенка. Развитие ребенка,

Отраженное в этой методике, мыслится как чисто количественный процесс нарастания

Качественно однородных и равных друг другу единиц, принципиально замещаемых на

Любой ступени развития. Год раз вития есть всегда год, идет ли речь о

Продвижений ребенка от шестилетнего к семилетнему или от 12- к 13-летнему

Возрасту.

Такова основная концепция Бине, у которого год развития измеряется всегда

Пятью показателями, учитывающими как совершенно равнозн ачную величину

Определяемый умственный рост ребенка, будь это рост двенадцатого или третьего

Года жизни. Это основное непонимание центральной проблемы развития и возникающих

В ее процессе качественных новообразований приводит прежде всего к ложной


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: