Можем в качестве примера, поясняющего нашу мысль, сослаться на все исследования,
Производимые в последнее время с таким усердием над однояйцевыми и двуяйцевыми
Близнецами. Сошлемся на исследование С. Левей штейна. Из исследования вытекает
Основной вывод: чем более независима психофизическая реакция от влияния воли и
Чем более она разыгрывается в симпатической или парас импатической системе, тем
Совершеннее сходство этой реакции внутри однояйцевой. пары близнецов, тем более
Она не поддается влиянию воспитания. И наоборот: чем более наша психомоторная
Реакция разыгрывается вне этих систем, тем менее она зависима от на
Следственности, тем более благодатный объект она представляет для
Лечебно-педагогического воздействия.
В применении к нормальной педагогике это означает, что, хотя известные
Основные свойства моторики унаследованы, степень овладения моторикой зависит от
Воспитания. В частности, исследование, посвященное проблеме воспитуемости
Ненормального ребенка, позволяет автору сделать вывод относительно воспитуемости
Истерических реакций: истерическая реакция представляет собой благодатный объект
Для лечебно-педагогического воздействия, и тем лучший, чем раньше начнется
Перевоспитание, чем меньше законы пси хофизического привыкания принудительно
Толкают реакцию в определенном направлении.
Общий результат других исследований над близнецами показывает: чем выше в
Истории развития стоит какая-либо функция или образование, тем более воспитуемой
И перевоспитуемой она оказывается. В частности, Левейштейну принадлежит огромная
Заслуга экспе риментального анализа воспитуемости отдельных сторон и симптомов в
Развитии ненормального ребенка. Ученому удалось показать, что и в этом отношении
Общий закон относительно максимальной воспитуемости высших функций по сравнению
С низшими всецело прил ожим в ненормальному ребенку. Левейштейн справедливо
Ссылается на мнение Г. Ревеша, который на третьем конгрессе по лечебной
Педагогике указал на то, что благодаря учению Кречмера о биологических типах
Лечебная педагогика не только приобретает проч ное направление, но и узнает
Границы собственных влияний, ибо, поскольку мы считаемся с границами,
Заключенными в этом типе, мы оказываемся застрахованными как от неосновательного
Пессимизма, так и от чрезмерного оптимизма.
С. Левейштейн показывает, что вопрос о границах воспитуемости не решается