Призвана изменять и исправлять. И нам думается, что новая глава в учении о
Развитии ненормального ребенка может в этом отношении открыть огромные горизонты
Перед практикой.
Начнем с самого простого соображения. Достаточно известно, что сам по себе
Дефект, сама по себе задержка развития, которая лежит в основе олигофрении, при
Настоящем состоянии наших возможностей неустранима. Правда, фаталистические
Взгляды, которые считают эту задачу навсегда неразрешимой, не выдерживают
Никакой критики, и прежде всего критики фактов. Мы знаем, что уже сей час по
Отношению к целой группе олигофрении, к так называемым архикапиллярным формам
Слабоумия, выдвигается идея и намечается практика конституционально-причинной
Терапии, которая способна устранить самую причину задержки и коренным образом
Изменить с остояние. Огромное значение исследований Э. Р. Иенша и примыкающих к
Нему ученых заключается прежде всего не в той практической пользе, которую уже
Удалось достигнуть в этом направлении, но в том принципиальном сдвиге, который
Здесь проделан, в указан ии на возможность конституционально-причинного лечения
Детского недоразвития. Практически эти исследования вряд ли в чем-нибудь
Существенном изменили положение дела. До сих пор еще сам по себе недостаток и
Непосредственно вытекающие из него симптомы о казываются наиболее
Тугоподвижными, наименее пластичными, наименее поддающимися воспитательному и
Лечебному воздействию.
Чем дальше отстоит симптом от первопричины,- тем он более поддается
Воспитательному и лечебному воздействию. Получается на первый взгляд
Парадоксальное положение: недоразвитие высших психологических функций и высших
Характерологических образований, яв ляющееся вторичным осложнением при
Олигофрении и психопатии, на деле оказывается менее устойчивым, более
Поддающимся воздействию, более устранимым, чем недоразвитие низших, иди
Элементарных, процессов, непосредственно обусловленное самим дефектом. То, что
Возникло в процессе развития ребенка как вторичное образование, принципиально
Говоря, может быть профилактически предупреждено или лечебно-педагогически
Устранено.
Таким образом, высшее оказывается наиболее воспитуемым. Впрочем, за этим
Внешне парадоксальным положением не скрывается решительно ничего удивительного.
В сущности, оно повторяет в новой форме давно известный факт: чем элементарнее
И, следовательно, б иологически более непосредственно обусловлена данная