Российская практика применения финансовой аренды

В мире достаточно изучены все возможные формы оживления инвестиционной активности в период, как формирования, так и полноценного функционирования рыночных отношений. Общепризнано, что наиболее эффективная из них – создание регулируемого лизингового рынка в целях переоснащения технического потенциала экономики.

Феномен лизинговых операций определяется как новая, специфическая, дополнительная система перспективного финансирования.

По мнению специалистов Е. Чекмаревой, В. Перова и К. Сусанян, в России лизинг применялся до начала 90-х гг. ХХ в. в сравнительно небольших масштабах и лишь в международной торговле. Лизинг рассматривался советскими внешнеторговыми организациями, прежде всего, как одна из форм приобретения или реализации такого оборудования, как крупногабаритные универсальные и другие дорогостоящие станки, поточные линии, дорожно-строительное, кузнечно-прессовое, энергетическое оборудование, а также ремонтные мастерские, самолеты, морские суда, автомашины, ЭВМ и т. д., с использованием специальной формы кредита. Разновидностью лизинговой операции, активно применявшейся Минморфлотом СССР, являлся наем морского судна без экипажа.

Начало активного развития лизинговых операций на отечественном внутреннем рынке можно определить 1990 г., в связи с переводом предприятий на арендные формы хозяйствования. Заметным явлением в становлении начальных правил применения лизинга стали Основы законодательства СССР и союзных республик об аренде от 23 ноября 1989 г. и письмо Госбанка СССР от 16 февраля 1990 г. № 270 “О плане счетов бухгалтерского учета”, в котором был представлен порядок отражения лизинга в бухгалтерском учете. Развитие сети коммерческих банков способствовало внедрению лизинговых операций в банковскую практику.

Правительство России приняло ряд постановлений, способствующих развитию лизинговых операций. Указ Президента РФ от 17 сентября 1994 г. № 1929 “О развитии финансового лизинга в инвестиционной деятельности” определил приоритеты развития лизинга. Во исполнение этого Указа Правительство РФ приняло Постановление № 633 “О развитии лизинга в инвестиционной деятельности“. Этим Постановлением утверждено Временное положение о лизинге. В развитие Постановления утверждены методические рекомендации по расчету лизинговых платежей, примерный договор о финансовом лизинге движимого имущества с полной амортизацией, типовой устав акционерной лизинговой компании.

Затем был принят федеральный закон от 29 октября 1998 № 164-ФЗ “О лизинге”. Также была принята федеральная программа развития лизинга в РФ на 1996-2000 гг., целью которой являлось создание благоприятных правовых, экономических, организационных и методических условий для развития лизинга, включая создание нормативно - правовой базы, совершенствование налогообложения, внедрение типовых методических документов по лизинговым операциям, введение лицензирования лизинговых компаний, организацию Фонда содействия развитию лизинга в РФ и т.п.

15.11.2001 г. был принят во втором чтении новый закон о лизинге, который вносит изменение в закон № 164 от 29.10.1998 г. В третьем чтении этот закон должен быть принят 28.11.2011 г.

Следующий период – с 2002 по 2007 год ознаменовался динамичным ростом и становлением новой отрасли, число компаний-лизингодателей перевалило за сотню. Такое развитие рынка привлекло западных игроков рынка лизинга, несколько крупных европейских холдингов открыли свои представительства в России.

Рынок финансовой аренды (лизинга) продемонстрировал достаточно высокую устойчивость как на фоне финансового кризиса 1998 года, который нанес серьезный удар по зарождающейся отрасли, так и на фоне мирового экономического кризиса 2008-2010 гг.

В большинстве случаев лизинговые компании в России создаются юридическими лицами (более 40%) и банками (более 25%), реже физическими лицами (15%) и иностранными инвесторами (3%). И хотя имеет место существенный ежегодный рост объемов лизинговых услуг, их доля в общем объеме инвестиций пока остается в пределах 20%, тогда как в развитых странах мира она достигает 30-40% [23, c.134]. При этом большая доля лизинговых услуг обеспечивается крупными лизинговыми компаниями (например, “Евролизинг”, “РГ-Лизинг” и др.) и в основном на операциях международного лизинга.

Закрепленные в Законе “О лизинге” льготы участникам лизинговой сделки делают финансовую аренду привлекательной для лизингополучателей, имеющих потребность в расширении существующего производства и обновлении основных средств.

Но при практическом применении норм действующего законодательства субъекты лизингового рынка сталкиваются с некоторыми проблемами, которые снижают экономическую эффективность лизинговых операций:

1) это, например, двойное обложение налогом на добавленную стоимость, что приводит к тому, что получение одного и того же импортного имущества по лизингу обходится российскому лизингополучателю на 18 % дороже стоимости имущества;

2) кроме того, российский лизингополучатель не имеет прямой возможности для возмещения этих дополнительных 18 процентов стоимости имущества;

3) при реализации международного лизинга проблемой остается и необходимость получения российским лизингополучателем специальной лицензии Центрального Банка РФ для перевода лизинговых платежей в иностранной валюте зарубежному лизингодателю.

В настоящее время более 70% инвестиций приходятся на Европейскую часть России, на долю Урала и Западной Сибири приходится около 15%, а на Дальний Восток - менее 10% [23, c.135]. В такой же пропорции распределяется и региональное расположение лизинговых компаний, причем около 40% от их общего числа находится в Москве [23, c.136]. Наиболее значительных объемов достиг лизинг промышленного и технологического оборудования. Наибольшее количество лизингополучателей работает в следующих сферах: типографские услуги, пищевая промышленность, переработка сельскохозяйственной продукции, химическая продукция, пластики и полимеры, упаковка и бумага.

Срок лизинга, как правило, составляет от двух до пяти лет, что обусловлено условиями привлечения ресурсов, сроком ускоренной амортизации имущества и потребностями большинства лизингополучателей.

По существующей в настоящее время статистике, большинство лизинговых компаний работает, используя заемные средства - это, в основном, товарные кредиты поставщиков, средства банков-учредителей и государственные средства. В значительно меньшей степени используются средства несвязанных банков[1] и собственные средства. Российские лизингодатели крайне редко имеют доступ к дешевым финансовым ресурсам иностранных инвесторов, что увеличивает стоимость их услуг для лизингополучателей.

Учитывая высокую стоимость ресурсов в России, стоимость работы с российскими лизингодателями выше, чем в Европе. Но, несмотря на это большинство поставщиков и производителей оборудования готовы сотрудничать с лизинговыми компаниями и предоставлять им скидки и товарные кредиты.

Большую активность на лизинговом рынке проявляют производители и поставщики автотранспорта. Эта лизинговая ниша традиционно формируется, в значительной мере, за счет лизинговых компаний, принадлежащих крупнейшим зарубежным производителям и автодилерам.

Наибольший объем инвестиций в России приходится на крупные предприятия.

Действительно, с точки зрения увеличения объема инвестиционного портфеля финансировать малый и средний бизнес не так привлекательно - при уменьшении суммы сделки возрастают расходы на ее сопровождение.

Но, как показал финансовый кризис 1998 года и кризис мировой экономики 2008-2010 гг., именно малые и средние предприятия в большинстве случаев исполняли принятые на себя обязательства, тогда как крупные лизингополучатели часто оказывались не в состоянии продолжать сделку в изменившихся экономических условиях.

Рынок отечественного лизинга стремительно набирает обороты. Только в 2010 году объемы нового бизнеса лизинговых компаний в России удвоились и достигли 1,7% ВВП (валового внутреннего продукта РФ), не смотря на падение темпов экономического роста в нашей стране [23, c.136]. Но и эти цифры, несомненно, могли бы быть выше, предположительно, на 3 миллиарда долларов, которые не получила экономика из-за несовершенства правовой и административной практики.

Основными препятствиями для развития лизинга в России являются:

1. Высокие ставки и короткие сроки кредитования. При сохраняющейся в России банковской практике, когда краткосрочные кредиты выгоднее средне- и долгосрочных, получение ссуды на три - четыре года (оптимальный срок погашения кредита на закупку техники лизинговой компанией) весьма проблематично.

2. Высокий уровень налогов.

3. Отсутствие значительного стартового капитала для лизинговой компании, т. к. она приобретает оборудование за полную стоимость.

4. Отсутствие системы информационного обеспечения о предложениях лизинговых услуг.

5. За рубежом термином “лизинг” называются отношения финансовой аренды сроком от 3-х лет. В России не создан пока еще благоприятный климат для долгосрочных инвестиций. Необходимо принятие налогового законодательства, предоставляющего банкам льготы, покрывающие их риски, связанные с долгосрочным кредитованием.

6. Неразвитость инфраструктуры лизингового рынка. Инфраструктура, способствующая развитию лизинга в России должна включать в себя более широкую сеть лизинговых компаний, специализированных консалтинговых фирм и соответствующую систему информационного обеспечения о предложениях лизинговых услуг. Неразвитость инфраструктуры (сложившихся механизмов финансирования, расчетов, минимизации рисков, эффективных маркетинговых и сбытовых структур и т. п.) предъявляет нереально высокие требования к руководителям и служащим лизинговых компаний.

7. Недостаток квалифицированных кадров для лизинговых компаний.

8. Иностранным лизинговым компаниям напрямую работать в России очень сложно из-за правовой базы. Обычно иностранные производители создают в России свои лизинговые компании или осуществляют целевое финансирование российских, предварительно отобранных. Возможна также и покупка компаний. Производители занимаются производством, а финансовые риски берут на себя лизинговые компании.

Развитию лизингового рынка в России могут способствовать:

- соглашение России с рядом зарубежных стран об изменении двойного налогообложения;

- использование механизма получения более низких процентных ставок по кредиту от развитых стран;

- исключение из списка видов имущества, которые облагаются НДС;

- предоставление услуг по лизингу в одном пакете с традиционными банковскими кредитами и др.

В целом, макроэкономическая ситуация в России, а так же особенности таможенного, налогового, организационного законодательства позволяют обеспечивать более эффективное развитие лизингового рынка в России и ее регионах.

В Самарской области существует законодательная база, регламентирующая лизинговые правоотношения и меры государственной поддержки субъектов лизинга на территории области:

- Закон Самарской области “О государственной поддержке субъектов лизинга в Самарской области” [26];

- Закон Самарской области “Об инвестициях в Самарской области” [27].

При этом необходимо отметить, что, по сравнению с аналогичными законами других областей, закон Самарской области “Об инвестициях в Самарской области”, регламентирующий оказание государственной поддержки субъектам лизинга, является более универсальным и юридически проработанным, не ограничивает круг субъектов лизинга - возможных получателей государственной поддержки - юридическими лицами, зарегистрированными только на территории области или предприятиями какой-либо одной отрасли, содержит большее количество форм государственной поддержки и регламентирует ее механизм.

Рынок лизинговых услуг в Поволжье успешно развивается.

Завершая теоретическую часть дипломной проекта, можно сделать следующие выводы:

1. Инвестиционная деятельность характеризует процесс обоснования и реализации наиболее эффективных форм вложения капитала, направленных на расширение экономического потенциала предприятия.

2. Финансовая аренда (лизинг) является эффективным и гибким методом привлечения инвестиционных ресурсов и эффективным инструментом управления капиталом предприятия.

3. Успешная практика применения и распространения лизинга в российской экономике связана с наличием правовой базы для осуществления данной формы предпринимательской деятельности. За последние годы сделан существенный прорыв в развитии лизинга в России, образовано достаточно большое число различных лизинговых компаний.

Решение проблем лизинговой деятельности будет способствовать выдвижению лизинга на передний план среди других видов инвестиционной деятельности в реальном секторе экономики, что соответствует его потенциальным возможностям.

4. Лизинг существенно удешевляет обновление основных средств и во многих случаях является единственно возможным способом расширения бизнеса. Чтобы убедиться в этом проведем оценку экономической эффективности реализации в 2013-2015 гг. лизингового проекта создания основных фондов с целью организации машиностроительного производства в ООО “Управление “Спецстрой“, г. Новокуйбышевск.


[1] Несвязанными банки называются потому, что предоставляют кредиты заемщикам без обязательств последнего потратить средства на тот или иной товар или услугу.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: