Глава 3. Формы организации медиабизнеса

Формы организации медиабизнеса

----------------------------------- ф

ЦЕЛИ Изучив материалы этой главы, вы узнаете:

♦ что является правовыми предпосылками успеха

медиабизнеса;

♦ где и как зарегистрировать СМИ и получить лицензию

на вещание;

♦ как и чем регулируются правовые взаимоотношения учредителя, издателя и редакции;

♦ чем определяется решение вопроса о собственности на СМИ;

♦ в каких организационно-правовых формах производится

регистрация юридического лица СМИ и каковы их особенности.

1. Предпосылки основания периодического издания

Рынок периодических изданий в России продолжает расши­ряться. Количество представленных на нем газет и журналов, теле-


Глава 3. Формы организации медиабизнеса

радиокомпаний, информационных агентств возрастает год от года. Если в 1991 г. в России выходило свыше 8 тысяч газет и журналов, то в конце 2002 г. это количество возросло до 33 318 печатных периодических изданий, в числе которых 20 132 газеты, осталь­ные — журналы. А в начале 2003 г. количество изданий возросло до 37 425. К этому времени было также зарегистрировано около 1500 радиостанций и почти 1000 телекомпаний, а также около 1500 информационных агентств.

О чем говорят эти цифры? Прежде всего о том, что значение СМИ в жизни нашего общества резко возросло, усилилось их вли­яние на процессы, происходящие во всех его областях. Журналис­тика не стала четвертой властью, как хотели бы работники СМИ, но превратилась в мощную силу, с которой вынуждены считаться и государственные деятели, и лидеры в различных областях науки, культуры и экономики.

Но те же цифры говорят и о другом — о том, что редакционно-издательская деятельность стала выгодной. Медиабизнес стал выгод­ной формой вложения капитала. Информационный рынок начал давать пришедшим на него крупную прибыль. И не случайно в нача­ле XXI в. в России стали говорить о формировании индустрии СМИ, в сфере которой обращаются сотни миллионов рублей и долларов.

Но оказалось, что, как и в любом другом бизнесе, в медиабизнесе можно добиться успеха лишь при одном условии. Лишь обла­дая знаниями, умениями и талантами — обеспечив высокопро­фессиональный уровень своей деятельности. Информационный рынок не прощает нарушения его законов, экономической без­грамотности, грубых ошибок. Это тоже подтверждают цифры: еже­годно значительная часть новых периодических изданий заканчи­вает свой путь крахом. Некоторые из них в лучшем случае перехо­дят в собственность к новым владельцам, но чаще бесследно исчезают после банкротства.

Одна из важнейших причин этого — непонимание учредителя­ми главной задачи и обязанностей средств массовой информации. Эта задача — информационное обслуживание общества и обеспече­ние его информационной безопасности, т.е. предоставление гражда­нам всей необходимой для этого информации. Однако решение ее в условиях рыночной экономики оказалось возможным лишь с воз­никновением медиабизнеса, с приобретением редакциями статуса предприятия, зарабатывающего средства, необходимые для суще­ствования СМИ. И только при учете правовых и экономических пред­посылок основания нового средства массовой информации.


Раздел I. Средства массовой информации и рынок


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: