Приложение 1.
Физиологические рефлексы новорожденного
Рефлексы новорожденных обусловлены незрелостью нервной системы и постепенно
исчезают по мере развития мозга.
Рефлексы со стороны глаз:
- рефлекс мигания — освещение глаз светом ведет к появлению мигательных движений;
- рефлекс ослепления — на включение яркого света новорожденный закрывает глаза;
- рефлекс «заходящего солнца» — глазные яблоки сходятся к носу и опускаются вниз при быстром переходе из горизонтального в вертикальное положение тела.
Эти рефлексы исчезают в норме к 3-4-й неделе жизни. Сохранение на более длительное время может указывать на поражение промежуточного мозга.
Рефлексы со стороны лица:
- рефлекс сосания — при прикосновении к губам ребенка появляются сосательные движения;
- поисковый рефлекс (Куссмауля) — штриховое раздражение губ шпателем ведет к возникновению поисковых движений (у недоношенных может отсутствовать);
- хоботковый рефлекс — прикосновение пальцем к углу рта вызывает выпячивание губ трубочкой.
|
|
Эти рефлексы исчезают к 6-8-й неделям жизни. Отсутствие их у новорожденных может быть связано с родовой травмой, асфиксией, наблюдается при дефектах развития нервной системы.
Рефлексы рук:
- хватательный рефлекс (Робинзона) — в ответ на прикосновение пальцами к ладонным поверхностям рук ребенка происходит тоническое сгибание пальцев, и ребенок рефлекторно плотно обхватывает палец исследователя, вызывается этот рефлекс до 2-3-х месяцев жизни, иногда позднее;
- ладонно-рото-головной рефлекс (Бабкина) — при надавливании на ладонную поверхность рук новорожденный пригибает голову к груди и раскрывает рот, при черепно-мозговой травме рефлекс не проявляется;
- рефлекс объятия (Моро) — возникает при быстром подъеме новорожденного из положения на спине, плечи его расправляются, руки отходят в сторону, а затем делают обхватывающее движение и соединяются на груди. Этот рефлекс также отсутствует при черепно-мозговой травме.
Рефлексы туловища:
- рефлекс Галанта — при штриховом раздражении пальцем области вдоль позвоночника туловище изгибается в направлении раздражителя;
- рефлекс Переза — проведение пальцем по остистым отросткам позвонков и легкое надавливание на них от копчика к шее вызывает крик новорожденного, сгибание верхних и нижних конечностей, приподнимание головы. При поражении мозга рефлекс отсутствует.
Рефлексы ног
- рефлекс опоры — при поддерживании новорожденного под мышки в вертикальном положении ноги его упруго опираются на пеленальный стол;
- рефлекс автоматической ходьбы — при наклоне тела вперед из вертикального положения новорожденный переступает ногами, как при ходьбе, однако при этом он не держит равновесия, и движения в верхних конечностях у него отсутствуют;
|
|
- нижний хватательный рефлекс — при надавливании на подошву в области первого межкостного промежутка стопы происходит подошвенное сгибание пальцев ног.
Рефлексы положения:
- рефлекс плавания — погружение новорожденного в воду в положении на животе вызывает ритмичные плавательные движения конечностей и туловища;
- рефлекс ползания (Бауэра) — в положении на животе новорожденный сгибает и разгибает ноги. При создании опоры для стоп (приложить ладонь) ребенок отталкивается и ползет.
Примитивные рефлексы новорожденных обычно отсутствуют при тяжелых поражениях нервной системы (черепно-мозговых травмах). Заключение делает невропатолог.
Приложение 2.
Основные внешние стигмы дизэмбриогенеза
(Стигмы – это малые аномалии развития, не влияющие на функцию органов и систем)
Локализация | Характер аномалии | |||
Череп | Форма черепа микроцефалическая, гидроцефалическая, брахицефалическая, долихоцефалическая, асимметричная; низкий лоб, резко выраженные надбровные дуги, нависающая затылочная кость, уплощенный затылок, гипоплазия сосцевидных отростков | |||
Лицо | Прямая линия скошенного лба и носа; монголоидный и антимонголоидный разрез глаз; гипо- и гипертелоризм; седловидный нос, уплощенная спинка носа, искривленный нос; асимметрия лица; макрогнатия, микрогнатия, прогения, микрогения, раздвоенный подбородок, клиновидный подбородок | |||
Глаза | Эпикант, индианская складка века, низкое стояние век, асимметрия глазных щелей, отсутствие слезного мясца, дистихиаз (двойной рост ресниц), колобома, гетерохромия радужной оболочки, неправильная форма зрачков | |||
Уши | Большие оттопыренные уши, малые деформированные уши, разновеликие уши, низко расположенные уши, разный уровень расположения ушей; аномалии развития завитка и противозавитка, добавочные козелки, приращение мочки ушей | |||
Рот | Микростомия, макростомия, «рыбий рот», высокое узкое нёбо, высокое уплощенное нёбо, аркообразное нёбо, короткая уздечка языка, складчатый язык, раздвоенный язык | |||
Шея | Короткая, длинная, кривошея, крыловидные складки, добавочные складки | |||
Туловище | Длинное, короткое; грудь вдавленная, куриная, бочкообразная, асимметричная; большое расстояние между сосками, добавочные соски, агенезия мечевидного отростка, диастаз прямых мышц живота, низкое стояние пупка, грыжи | |||
Стопы | Брахидактилия, арахнодактилия, синдактилия, сандалевидная щель, двузубец, трезубец, плоская стопа, нахождение пальцев друг на друга | |||
Половые органы | Крипторхизм, фимоз, недоразвитие полового члена, недоразвитие половых губ, увеличенный клитор | |||
Кожа | Депигментированные и гиперпигментированные пятна, большие родимые пятна с оволосением, избыточное локальное оволосение, гемангиомы, участки аплазии кожи волосистой части головы | |||
Приложение 3.
Примерные темы лекций для матерей
Возраст ребенка | Основные темы бесед при патронажных посещениях |
1-3 дня | Уход и вскармливание новорожденного ребенка |
7-10 дней | Значение грудного вскармливания Профилактика гипогалактии |
14-15 дней | Значение свежего воздуха Организация прогулок |
22-23 дня | Профилактика рахита |
1 месяц | Организация сна и бодрствования |
1,5 месяца | Профилактика гипотрофии, анемии, диатеза |
2 месяца | Значение закаливания ребенка |
2,5 месяца | Профилактика простудных заболеваний |
3 месяца | Значение профилактических прививок |
3,5 месяца | Профилактика ОКЗ у детей |
4 месяца | Физическое воспитание детей до 1 года |
4,5 месяца | Профилактика ОРЗ, гриппа, пневмонии |
5 месяцев | Роль витаминов в питании детей. Правила введения соков |
5,5 месяцев | Правила введения фруктового пюре |
6 месяцев | Правила введения 1 прикорма (овощное пюре) |
7 месяцев | Правила введения II прикорма (каши) |
8 месяцев | Правила введения III прикорма (кефир) |
9 месяцев | Методы развития двигательных умений у детей II полугодия |
10 месяцев | Игровая деятельность ребенка. Развитие движений |
11 месяцев | Профилактика травматизма в раннем возрасте |
12 месяцев | Подготовка ребенка к поступлению в ДДУ |
Приложение 4.
|
|
Схема записи патронажа медсестры
Дата __________________________________ 1. Социальные условия, уход Режим ____________________________ Питание __________________________ Физическое воспитание _____________ Закаливание _______________________ Воспитательные воздействия _________ 2. Общее состояние _________________ Кожа _____________________________ Слизистые ________________________ Физиологические отправления _______ __________________________________ НПР (описание показателей) _________ __________________________________ __________________________________ | 3. Поведение Преобладающее эмоциональное состояние _____________________________________ Сон: засыпание, характер сна, длительность _____________________________________ Аппетит _____________________________ Бодрствование ________________________ Индивидуальные особенности _____________________________________ 4. Рекомендации по режимным процессам Режим _______________________________ Питание _____________________________ Физическое воспитание ________________ Закаливание __________________________ Задачи воспитания _____________________ Обучение ____________________________ Беседа _____________________________________ Подпись медсестры ___________________ |
Приложение 5.
Приложение 6.
Комплексы упражнений для детей первого года жизни
Комплекс № 1
для детей в возрасте от 1,5 до 3 месяцев.
Комплекс № 2
для детей в возрасте от 3 до 4 месяцев
Комплекс № 3
для детей в возрасте от 4 до 6 месяцев
Комплекс № 4
для детей в возрасте от 6 до 9 месяцев
Комплекс № 5
для детей в возрасте от 9 до 12 месяцев
Приложение 7.
Стандарты диспансерного наблюдения детей на 1 году жизни
(Приказ № 307)
Сроки наблюдения (месяцы) |
Невролог | + | + | п | + | ||||||||
Детский хирург | + | + | + | |||||||||
Травматолог-ортопед | + | + | ||||||||||
Офтальмолог | п | + | ||||||||||
Отоларинголог | + | |||||||||||
Стоматолог | + | + | ||||||||||
OAK | + | + | ||||||||||
ОАМ | + | + | ||||||||||
Аудиологический скрининг | + | |||||||||||
УЗИ тазобедренных суставов | ++ | + |
п - осмотр по показаниям
|
|
Приложение 8.