МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
МОСКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ТЕХНОЛОГИЙ И УПРАВЛЕНИЯ ИМ. К.Г. РАЗУМОВСКОГО
(Первый казачий университет)
Кафедра «Экономика и управление территориальными кластерами»
Конспект лекций
СОЦИАЛЬНО - ЭКОНОМИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ТЕРРИТОРИЙ
Направление подготовки: 080200 - «Менеджмент»
Профиль подготовки: «Государственное и муниципальное управление»
Степень выпускника: бакалавр менеджмента
Форма обучения: заочная
Сроки обучения: полная, сокращенная
Москва 2014 г.
Содержание
Введение……………………………………………………………………..4
1. Социально-экономическая система………………………………….......7
1.1. Понятие и виды социально-экономических систем………………......7
1.2. Управление социально-экономической системой…………………..10
1.3. Регион как социально-экономическая система………………………13
1.4. Отраслевая структура экономики региона……………………….......18
|
|
1.5. Региональные особенности рынка труда……………………………..22
2. Стратегия социально-экономического развития территории…….......27
2.1. Основные положения стратегии экономического развития
территории ……………………………………………………………..27
2.2. Методы оценки уровня социально-экономического развития
территории …………………………………………………………….31
2.3. Основные направления региональной политики государства……...34
2.4. Пространственная организация и специализация хозяйства………..40
2.5. Факторы, влияющие на социально-экономическое развитие……….42
2.6. Конкурентоспособность региона и пути ее повышения……………..42
3. Методология анализа социально-экономического
развития территории……………………………………………………..43
3.1. Анализ социально-экономического развития регионов……………..43
3.2. Система комплексного анализа социально-экономического
состояния регионов…………………………………………………… 63
3.3. Анализ социально-экономического положения
муниципального образования………………………………………...66
3.4. Основные показатели социально-экономического развития региона69
3.5. Методика комплексной оценки уровня социально- экономического развития субъектов РФ…………………………………75
4.Кластерный подход к анализу экономики территории…………………82
4.1. Экономические кластеры: понятие, виды, условия
возникновения и функционирования………………………………….82
4.2. Формирование и государственное регулирование развития
кластеров в экономике регионов………………………………………..85
4.3. Кластерный анализ…………………………………………………..89
|
|
4.4. Методические аспекты анализа текущих показателей конкурентоспособности региона…………………………………………...90
Глоссарий…………………………………………………………………….99
Список литературы………………………………………………………...100
Введение
Концепцией долгосрочного социально-экономического развития (СЭР) Российской Федерации до 2020 года определено, что стратегической целью является превращение России в одного из глобальных лидеров мировой экономики, ее выход на уровень социально-экономического развития высокоиндустриальных стран. К 2020 году Россия должна войти в пятерку ведущих стран мира по экономической мощи — производству валового внутреннего продукта. Достижение этой цели предполагает:
- выход России на стандарты благосостояния, соответствующие развитым странам мира;
- обеспечение научного и технологического лидерства России по направлениям, обеспечивающим ее конкурентные преимущества и национальную безопасность;
- обеспечение специализации России в мировой экономике на основе передовых научно-исследовательских разработок и высоких технологий;
- укрепление позиций России в формировании глобальной энергетической инфраструктуры;
- превращение России в один из ведущих мировых финансовых центров, обладающих независимой национальной финансовой инфраструктурой и обеспечивающих лидирующие позиции России на финансовых рынках стран СНГ, Евразийского экономического сообщества, Центральной и Восточной Европы;
- формирование эффективных демократических институтов, влиятельных и активных институтов гражданского общества.
Осуществление целей Правительства РФ на региональном уровне предусматривает:
- реализацию принципа устойчивого развития, основанного на сбалансированности экономических, социальных и экологических приоритетов развития региона, и их соответствие целям Правительства РФ;
- ориентацию на опережающее развитие секторов, которые могут играть роль "точек роста", причем как общенациональных (транспортная инфраструктура, АПК, санаторно-курортный и туристский комплекс), так и региональных, которые выполняют функции "ведущего звена" для экономической системы. Выявление и активизация потенциала новых "точек роста" (топливно-энергетический и лесопромышленный комплексы, сектор инновационной деятельности и другие);
- обеспечение комплексного и системного подхода (учет и максимальное использование эффектов, обусловленных взаимовлиянием целей, наличием сопряженных результатов в реализации целевых проектов различной направленности, мультипликативных эффектов, обеспечивающих рост экономики);
- преемственность программных документов (федеральных и региональных целевых программ, локальных отраслевых программ);
- реализацию потенциала региона на основе взаимовыгодного межрегионального и международного сотрудничества.
Анализ социально-экономического положения субъекта РФ, разработка региональных прогнозов и программ СЭР территории являются важными составляющими общей стратегии и концепции развития региона. На их основе органы региональной власти и управления принимают наиболее оптимальные управленческие решения, при реализации которых будут затрагиваться интересы всего населения субъекта Федерации. Необходимой предпосылкой принятия органами местного самоуправления различных управленческих решений, в т.ч. и в сфере комплексного социально-экономического развития территории, является анализ социально-экономического положения муниципального образования.
Процесс стратегического планирования развития региона должен основывается на объективной оценке его существующего положения. Именно от наличия подобной адекватной оценки настоящего зависят результаты, которые могут быть получены в будущем. В связи с этим, одной из наиболее актуальных задач в ходе анализа настоящего положения региона является задача по изучению социально-экономической сферы региона.
|
|