Неформализованные методы обоснования решений

Неформализованные методы обоснования решений (НМОР) базируются не на строго математическом описании исследуемых процессов или явлений, а на знаниях и опыте исследователей, их эрудиции и интуиции. Неформализованные методы обоснования решений называют также эвристическими. Сами НМОР не являются однородными. Основные методы представлены на рис. 1.


Рисунок 1. Неформализованные методы обоснования решений

Метод экспертных оценок (МЭО). Существует несколько разновидностей МЭО, все они направлены на обоснование вероятного прогноза состояния исследуемого объекта на определенный момент в будущем. Подробно этот метод будет рассмотрен в гл. 9.

С помощью метода экспертных оценок на водном транспорте можно производить оценку прогнозируемых объемов перевозок, объема и структуры необходимого для перевозок этих грузов тоннажа, потребности в развитии морских, речных портов, судоремонтной базы и т.д. Такие задачи уже решались в бывшем Мин Морфлоте, Минречфлоте.

Метод мозгового штурма. Обоснование решения с использованием этого метода осуществляется в три этапа. Первый этап является подготовительным: отбирается команда “штурмовиков”, готовится место проведения мозгового штурма.

К команде участников штурма предъявляются следующие требования: все они должны быть творческими личностями, способными генерировать новые оригинальные идеи; как правило, следует избегать приглашать в команду начальников и их подчиненных, т.к. считается, что присутствие начальника будет сковывать подчиненного в высказывании идей, противоположных высказываниям руководителя; не следует приглашать в команду личностей, являющихся общепризнанными авторитетами, т.к. присутствие такого человека сдерживает инициативу остальных участников команды; члены штурмовой группы должны работать либо непосредственно в области рассматриваемой проблемы, либо в областях с ней соприкасающихся, но “со стороны”, хорошо, если участники штурма мало знакомы друг с другом; количество штурмовиков не должно превышать 10-12 человек. Команду собирают и отвозят на место проведения штурма - подальше от дома, чтобы они могли 2-3 дня отдохнуть от повседневных забот и отвлечься от своей непосредственной работы.

Второй этап - день мозгового штурма. Здесь очень важную роль играет руководитель. Он должен быть не только опытным организатором, но и достаточно хорошим психологом. Вся команда собирается “за круглым столом”. Включаются магнитофоны, которые будут записывать каждое слово, каждую высказанную идею. Руководитель четко обрисовывает сложившуюся ситуацию и ставит задачу, которую необходимо решить. Он предупреждает, что категорически запрещается критиковать предыдущие высказывания, т.к. это будет сдерживать высказывание нестандартных “сумасшедших” идей, которые иногда являются особо ценными при решении трудноразрешимых задач. По правилам, критикующий должен быть удален из зала.

Время одного выступления не должно превышать 1.5 - 2 минут. За это время необходимо высказывать идею, не заботясь об ее всестороннем обосновании. Разрешается выступить 2-3 и более раз с различными идеями.

Каждый участник штурма слушает и не знает точно, когда ему будет представлено слово. Руководитель должен следить за состоянием участников и “чувствовать”, что конкретный атакующий “созрел” для высказывания своей идеи, и именно ему необходимо предоставить слово.

Если один из участников нашел решение, позволяющее объединить два или более предыдущих высказывания, он поднимает два пальца, и председательствующий предоставляет ему внеочередное слово, т.к. объединяющие идеи считаются важными.

Общая продолжительность штурма не превышает 1.5 часа, но затраты интеллектуальной энергии штурмовиков соответствуют 10-12 часам напряженной работы. По завершению штурма участникам дают отдохнуть 2-3 дня, после чего они возвращаются домой к своей повседневной работе.

Наступает третий этап. Пленки с записями передаются “эрудитам” - команде людей, хорошо знающих проблему и обладающих всесторонними знаниями, позволяющими оценить высказанные идеи. Все высказывания переносятся на бумагу и тщательно анализируются. Как правило, большинство идей отсеиваются сразу же. Остается не более 4-х - 5-и высказываний, которые требуют дальнейшего анализа и разработки, и именно среди них находится решение задачи.

Метод мозгового штурма считается методом коллективной генерации идей, т.к. без создания напряженной “штурмовой ситуации” решение могло быть и не найдено. Автором решения является весь коллектив, принимавший участие в штурме.

Метод “адвоката дьявола” (МАД ) - сейчас его называют также методом панельной дискуссии - пришел к нам из средних веков и сохранился в чистом виде в практике защиты диссертаций.

Устраивается диспут, на котором оппоненты (т.е. возражающие) выступают в роли “адвокатов дьявола”, задают самые каверзные вопросы, сомневаясь во всем, всячески стараясь сбить с толку автора проекта. Соискатель, чтобы выдержать испытание, должен был ответить на все вопросы и развеять все сомнения оппонентов.

При рассмотрении законопроектов, которые будут определять экономические положения страны, и технических проектов, которые требуют огромных инвестиций, применение этого метода - жизненно необходимо. Если бы был использован метод “адвоката дьявола” при рассмотрении соответствующего проекта в бывшем СССР не были бы выброшены огромные деньги на “переброс сибирских рек в Среднюю Азию”, совсем не таким образом осваивались бы целинные земли; на морском транспорте не была бы построена серия танкеров “Крым”, атомный лихтеровоз “Севморпуть”, а на речном флоте - толкачи мощностью 4000 л.е. и т.д.

Руководители современных фирм, которые принимают решение об инвестировании средств в тот или иной проект, должны помнить, что любые доработки проекта в сотни раз дешевле переделки готовых изделий или устранения вредных побочных последствий.

Метод сценария. В основу этого метода заложена идея “ управление настоящим из будущего”. Первоначально формулируется цель, которой необходимо достичь в определенный момент в будущем (финал). Затем разрабатывается “сценарий” - цепь последовательных шагов, которые необходимо сделать для достижения цели. На каждом шаге предусматривается возможность альтернативы выбора: привлечение дополнительных или изъятие имеющихся ресурсов, ответ на действия конкурентов, реакция на действия правительства и профсоюзов и т.д.

Сценарий рассматривается и принимается. Все дальнейшие действия по управлению осуществляются в соответствии с принятым сценарием.

Деловые игры. В качестве метода обоснования решений используются исследовательские деловые игры (иногда их называют “организационно-деятельностными”). В отличие от учебных деловых игр, целью которых является обучение слушателей групповому принятию решений и умению отстаивать их в форме дискуссии в условиях, когда само решение или область разумных решений известны руководителю игры, исследовательские деловые игры предназначены для поиска альтернативных решений.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: