Напомним, что любой выделенный логический уровень доступен обозрению и описанию только с позиции последующего. По этой причине в рамках выбранного описательного подхода мы ничего не можем сказать о седьмом логическом уровне. Добавим лишь, что это абсолютная самоидентификация и абсолютное осознание, которому доступны все элементы структуры, весь инструментарий периферических уровней. Это также состояние самадхи («просветления»), но несколько иного рода, чем присущее шестому логическому уровню сознания.
Традиция всегда говорит о нескольких видах самадхи, которые могут быть разнесены по двум существенно различным группам: «самадхи с семенем» и «самадхи без семени», т. е. то, при котором «Я» все-таки не полностью интегрировано в общую воспринимаемую картину Мироздания в такое, при котором «Я» интегрировано полностью, все противоречия сняты (абсолютно реализуется принцип «Та tvam asi» - «Ты есть То»). Мы отождествляем «самадхи с семенем» с шестым, а «самадхи без семени» с седьмым логическим уровнем сознания. Следует понимать, что абсолютная интеграция «Я» в ткань Мироздания не означает, тем не менее, его отмену. Так, предельная исполненность абсолютно плотной пустоты содержит в себе в не проявленном виде все полюса и противопоставления.
|
|
Рассмотрим некоторые промежуточные итоги.
Нами введено понятие вектора внимания. Это важный элемент модели, позволяющий, в том числе, разделить логические уровни на три большие зоны: проявления личности (первый и второй уровни), собственно личности (третий - пятый уровни), ядра личности (шестой и седьмой уровни), - разделенные барьерными мембранами (рис. 4): на первом и втором уровнях эти составляющие вектора направлены вовне, на третьем - пятом распределен между направлениями вовне и внутри, на шестом и седьмом направлены вовнутрь.
Рис. 4. Направление вектора внимания
Считая объем внимания постоянным, мы можем следующим образом формально описать поведение вектора внимания:
I уровень: | Ā+ = 1 (0) Ā- = 0 | |
11 уровень: | Ā+= 1 (1) Ā- = 0 | |
III уровень: | Ā+ = 2/3 (1,2) Ā- = 1/3 | |
IV уровень: | Ā+= 1/2 (1,2,3) Ā- = 1/2 | |
V уровень: | Ā+ = 1/3 (1,2,3,4) Ā- = 2/3 | |
VI уровень: | Ā+ = 0 Ā- = 1 (7) | |
VII уровень: | Ā+ = 0 Ā- = 1 (0), | |
где «Ā+» - составляющая вектора внимания, направленная вовне, «Ā-» - составляющая вектора внимания, направленная вовнутрь, -знак, в данном случае указывающий на уровни, которые «просвечивает» внешняя составляющая вектора внимания (например, 1 - «пересекается» или «просвечивается» внешний первый уровень и т. д.).
Рис. 5. Процесс отражения-отреагирования
|
|
Интересно также рассмотреть поведение отражения-отреагирования при разном положении центра осознания (рис. 5); первоначально Две ветви этого процесса совершенно разнесены: информация, поступающая извне, «проваливается в никуда», управляющие сигналы (побуждения, желания, мотивы) «возникают из ниоткуда» (первый и второй логический уровни), затем отражение и отреагирование постепенно сближаются, нарастает осознание того, что невидимая часть процесса принятия решений покоится в глубинах собственной личности (третий-пятый уровни), наконец, центр осознания совпадает с центром высшего анализа, интеграции, воления, весь процесс отражения-отреагирования становится ясен и доступен обозрению, управляем (шестой и седьмой уровни).
Следует помнить, что на каждом логическом уровне равно представлены все составляющие вертикали «тело-душа-дух», они действуют связно и неразделимо с точки зрения процесса отражения-отреагирования (рис. 6). Мы не будем вводить пока иного представления -нам важно подчеркнуть психосоматическое единство существа.
Рис. 6. Плоская модель, объединяющая вертикаль
«тело-душа-дух» и логические уровни сознания
Логические уровни сознания не изолированы друг от друга, но иерархически соподчинены, высший уровень содержит в себе все предыдущие в качестве инструментария отражения и отреагирования, они доступны. Обратное неверно: находясь на низшем логическом уровне, невозможно осознанно пользоваться механизмами, присущими высшим уровням, они оказываются в области бессознательного. Таким образом, бессознательное оказывается не абсолютной, а относительной категорией. Конечно, ряд процессов и феноменов оказывается в области бессознательного всегда - это область чистой психофизики, такой, как низшая суммарная деятельность перцептивных анализаторов (зрительного, слухового и т. д.), но и они становятся доступны с точки зрения управляемости. В свете сказанного становится понятно, почему люди, овладевшие высшими логическими уровнями, например, адепты различных систем (например, йоги, даосы, адепты секты дзен) способны сознательно регулировать глубинные физиологические процессы (сердечный ритм, дыхание, перистальтику кишечника и т. д.).
Неверно ставить вопрос о какой-либо субстанционарной локализации логических уровней сознания - они вычленяются по принципу иерархии управления, и никак иначе. Последнее объясняет тот внешне загадочный и необъяснимый в рамках других подходов факт, что в границах любого анатомического субстрата - например, на стопе или на поверхности головы - одновременно представлена не одна, а несколько проекционных систем внутренних органов. Здесь нет никакой ошибки - просто разные системы соотносятся с разными логическими уровнями в качестве элемента их телесных проявлений.
Из сказанного ясно, что концептуальная база любой познавательной или операционной системы должна лежать на уровне, высшем по отношению к ее рабочему инструментарию. База современной официальной медицины и таких направлений психологии, как НЛП, относится к четвертому логическому уровню - поэтому их практика «застревает» на уровне навыков, не поднимаясь до причин; отсюда принципиальная невозможность сколько-нибудь содержательно описать пятый логический уровень, не говоря уже о ядре. Это зона либо вовсе игнорируется, либо относится к непрозрачному для наблюдения бессознательному, о котором могут строиться самые туманные и произвольные предположения. Далее мы подробно разберем это утверждение с позиций современной математики и структурной психосоматики.