Уровень проекции абсолюта

Напомним, что любой выделенный логический уровень доступен обозрению и описанию только с позиции последующего. По этой при­чине в рамках выбранного описательного подхода мы ничего не можем сказать о седьмом логическом уровне. Добавим лишь, что это абсо­лютная самоидентификация и абсолютное осознание, которому дос­тупны все элементы структуры, весь инструментарий периферических уровней. Это также состояние самадхи («просветления»), но несколько иного рода, чем присущее шестому логическому уровню сознания.

Традиция всегда говорит о нескольких видах самадхи, которые мо­гут быть разнесены по двум существенно различным группам: «самад­хи с семенем» и «самадхи без семени», т. е. то, при котором «Я» все-таки не полностью интегрировано в общую воспринимаемую картину Мироздания в такое, при котором «Я» интегрировано полностью, все противоречия сняты (абсолютно реализуется принцип «Та tvam asi» - «Ты есть То»). Мы отождествляем «самадхи с семенем» с шестым, а «самадхи без семени» с седьмым логическим уровнем сознания. Сле­дует понимать, что абсолютная интеграция «Я» в ткань Мироздания не означает, тем не менее, его отмену. Так, предельная исполненность абсолютно плотной пустоты содержит в себе в не проявленном виде все полюса и противопоставления.

Рассмотрим некоторые промежуточные итоги.

Нами введено понятие вектора внимания. Это важный элемент мо­дели, позволяющий, в том числе, разделить логические уровни на три большие зоны: проявления личности (первый и второй уровни), собст­венно личности (третий - пятый уровни), ядра личности (шестой и седьмой уровни), - разделенные барьерными мембранами (рис. 4): на первом и втором уровнях эти составляющие вектора направлены во­вне, на третьем - пятом распределен между направлениями вовне и внутри, на шестом и седьмом направлены вовнутрь.

Рис. 4. Направление вектора внимания

Считая объем внимания постоянным, мы можем следующим обра­зом формально описать поведение вектора внимания:

I уровень: Ā+ = 1 (0) Ā- = 0
11 уровень: Ā+= 1 (1) Ā- = 0
III уровень: Ā+ = 2/3 (1,2) Ā- = 1/3
IV уровень: Ā+= 1/2 (1,2,3) Ā- = 1/2
V уровень: Ā+ = 1/3 (1,2,3,4) Ā- = 2/3
VI уровень: Ā+ = 0 Ā- = 1 (7)
VII уровень: Ā+ = 0 Ā- = 1 (0),
     

где «Ā+» - составляющая вектора внимания, направленная вовне, «Ā-» - составляющая вектора внимания, направленная вовнутрь, -знак, в данном случае указывающий на уровни, которые «просвечива­ет» внешняя составляющая вектора внимания (например, 1 - «пересе­кается» или «просвечивается» внешний первый уровень и т. д.).

Рис. 5. Процесс отражения-отреагирования

Интересно также рассмотреть поведение отражения-отреагирова­ния при разном положении центра осознания (рис. 5); первоначально Две ветви этого процесса совершенно разнесены: информация, посту­пающая извне, «проваливается в никуда», управляющие сигналы (по­буждения, желания, мотивы) «возникают из ниоткуда» (первый и второй логический уровни), затем отражение и отреагирование постепен­но сближаются, нарастает осознание того, что невидимая часть про­цесса принятия решений покоится в глубинах собственной личности (третий-пятый уровни), наконец, центр осознания совпадает с центром высшего анализа, интеграции, воления, весь процесс отражения-отреагирования становится ясен и доступен обозрению, управляем (шестой и седьмой уровни).

Следует помнить, что на каждом логическом уровне равно пред­ставлены все составляющие вертикали «тело-душа-дух», они действу­ют связно и неразделимо с точки зрения процесса отражения-отреагирования (рис. 6). Мы не будем вводить пока иного представления -нам важно подчеркнуть психосоматическое единство существа.

Рис. 6. Плоская модель, объединяющая вертикаль

«тело-душа-дух» и логические уровни сознания

Логические уровни сознания не изолированы друг от друга, но иерархи­чески соподчинены, высший уровень содержит в себе все предыдущие в ка­честве инструментария отражения и отреагирования, они доступны. Обрат­ное неверно: находясь на низшем логическом уровне, невозможно осознанно пользоваться механизмами, присущими высшим уровням, они оказываются в области бессознательного. Таким образом, бессознательное оказывается не абсолютной, а относительной категорией. Конечно, ряд процессов и феноме­нов оказывается в области бессознательного всегда - это область чистой пси­хофизики, такой, как низшая суммарная деятельность перцептивных анали­заторов (зрительного, слухового и т. д.), но и они становятся доступны с точ­ки зрения управляемости. В свете сказанного становится понятно, почему люди, овладевшие высшими логическими уровнями, например, адепты различных систем (например, йоги, даосы, адепты секты дзен) способны созна­тельно регулировать глубинные физиологические процессы (сердечный ритм, дыхание, перистальтику кишечника и т. д.).

Неверно ставить вопрос о какой-либо субстанционарной локали­зации логических уровней сознания - они вычленяются по принципу иерархии управления, и никак иначе. Последнее объясняет тот внеш­не загадочный и необъяснимый в рамках других подходов факт, что в границах любого анатомического субстрата - например, на стопе или на поверхности головы - одновременно представлена не одна, а не­сколько проекционных систем внутренних органов. Здесь нет ника­кой ошибки - просто разные системы соотносятся с разными логиче­скими уровнями в качестве элемента их телесных проявлений.

Из сказанного ясно, что концептуальная база любой познаватель­ной или операционной системы должна лежать на уровне, высшем по отношению к ее рабочему инструментарию. База современной офи­циальной медицины и таких направлений психологии, как НЛП, от­носится к четвертому логическому уровню - поэтому их практика «застревает» на уровне навыков, не поднимаясь до причин; отсюда принципиальная невозможность сколько-нибудь содержательно опи­сать пятый логический уровень, не говоря уже о ядре. Это зона либо вовсе игнорируется, либо относится к непрозрачному для наблюде­ния бессознательному, о котором могут строиться самые туманные и произвольные предположения. Далее мы подробно разберем это ут­верждение с позиций современной математики и структурной психо­соматики.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: