Цель и задачи преподавания курса
Основной целью преподавания экономической социологии является формирование у студентов системных знаний о закономерностях и механизмах связи экономического и социального развития общества, о социальных механизмах развития экономики и социальной эффективности экономических решений на всех уровнях производства, распределения, обмена и потребления товаров и услуг.
Для реализации поставленной цели в процессе преподавания курса «Экономическая социология» решаются следующие задачи:
- определяются этапы становления и развития, объект и предмет, основные категории и социально-экономические законы экономической социологии как междисциплинарной области научного знания.
- формируется представление об экономике как социальном институте, регулирующем экономическую деятельность в обществе, изучаются различные модели социально-экономического развития общества, мотивации экономической деятельности и экономического поведения социальных групп и индивидов.
- раскрывается влияние социальных отношений и различных форм организации трудовой деятельности, социальных норм и ценностей на повышение производительности и качество общественного труда.
- рассматриваются механизмы взаимосвязи национальной культуры и развития экономики в России и в других странах мира, а также социокультурные аспекты теорий модернизации.
- изучаются социально-экономическая стратификация общества, сущность, функции и каналы социально-экономической мобильности; доходы и уровень жизни населения, социально-экономические аспекты занятости, рынок труда и его регулирование.
- исследуются различные типы хозяйственных организаций, влияние хозяйственных идеологий и организационной культуры на эффективность ведения экономической деятельности, место и роль предпринимательства в современном обществе.
- осуществляется социологический анализ управленческой деятельности и трудового поведения наемных работников в условиях рыночной экономики.
- рассматриваются причины возникновения и пути разрешения различных видов социально-экономических конфликтов.
- анализируются потребности, интересы, мотивы и поведение индивидов и социальных групп в сфере потребления и накопления.
- раскрываются практические аспекты использования знаний по экономической социологии в профессиональной деятельности специалистов с высшим образованием.