Наука как социальный феномен

Научный метод познания

Методология

Свойства научного знания:

объективность.

достоверность,

точность,

системность.

Уровни научного познания:

эмпирический,

теоретический

Методы научного познания:

наблюдение,

измерение,

индукция,

анализ,

синтез.

абстрагирование,

дедукция,

моделирование,

эксперимент.

Гипотеза

Требования к научным гипотезам

соответствие эмпирическим фактам

проверяемость (принципы верификации и фальсификации)

Научная теория

Область применения научной теории

Принцип соответствия

Функции науки:

объяснительная,

описательная,

прогностическая,

мировоззренческая,

систематизирующая,

производственно-практическая

Соотношение абсолютной и относительной истин

2. Естествознание как отрасль научного познания

Естествознание как комплекс наук о природе (естественных наук)

Дифференциация наук

Интеграция наук

Гуманитарные науки

Гуманитарно-художественная культура, ее основные отличия от научно-технической:

субъективность знания,

нестрогий образный язык,

интерес к индивидуальным свойствам изучаемых предметов,

сложность (или невозможность) верификации и фальсификации.

Математика как язык естествознания

Этические принципы научных исследований:

самоценность истины

исходный критицизм

свобода научного творчества

новизна научного знания

равенство ученых перед лицом истины

общедоступность истины

Псевдонауки как имитация научной деятельности:

астрология

парапсихология

уфология

биоэнергетика

Отличительные признаки псевдонаук:

фрагментарность

некритический подход к исходным данным

невосприимчивость к критике

отсутствие общих законов

неверифицируемость и (или) нефальсифицируемость псевдонаучных данных

нарушение этических норм

3. Исторические этапы становления и развития естествознания, тенденции развития

Научная (исследовательская) программа

Древняя Греция: появление программы рационального объяснения мира

Идеи Милетской школы (Фалес):

проблема поиска первоначала,

Идеи мыслителей Элейской школы (Ксенофан. Парменид,. Зенон):

дуализм познания

Апории Зенона:

постановка вопроса о движении,

о природе континуума.

Идеи Пифагорейской школы: мир, гармония, число

Пифагорейско-платоновская исследовательская программа:

появление принципа причинности в первоначальной форме (каждое событие имеет естественную причину) и его позднейшее уточнение (причина должна предшествовать следствию).

Атомистическая исследовательская программа Левкиппа и Демокрита: все состоит из дискретных атомов; все сводится к перемещению атомов в пустоте.

Развитие космологических представлений пифагорейцев (Аристарх, Филалай.).

Натурфилософская картина мира Аристотеля:

космологические представления о мире

разделение мира на подлунный и надлунный

единая первостихия,

отсутствие пустоты в природе,

все формируется из непрерывной бесконечно делимой материи, не оставляющей места пустоте.

Геоцентрическая система мира Птолемея («Альмагест»).

Взаимодополнительность атомистической и континуальной исследовательских программ.

Научная (или натурфилософская) картина мира как образно - философское обобщение достижений естественных наук.

Фундаментальные вопросы, на которые отвечает научная (или натурфилософская) картина мира:

о материи

о движении

о взаимодействии

о пространстве и времени

о причинности, закономерности и случайности

о космологии (общем устройстве и происхождении мира)

Развитие континуальной исследовательской программы: Фарадей, Максвелл.

Типология научных картин мира:

- механическая

- электромагнитная

- неклассическая (первая половина ХХ в.)

- современная эволюционная

Гелиоцентрическая система мира Коперника

Развитие математической исследовательской программы (Ньютон. Максвелл, Эйнштейн, Шредингер).

Принцип дальнодействия и корпускулы Ньютона

Фотоны - кванты света

Понятие квантового поля

4. Естественнонаучные картины мира и их компоненты

Развитие представлений о материи

Фалес: проблемы поиска первоначала

Абстракции материи - алейрон, гомеомерии. число.

Механическая картина мира: единственная форма материи – вещество, состоящее из дискретных корпускул.

Материальная точка – основная абстракция классической механики

Атомно-молекулярное учение:

Учения о составе – первый уровень научного химического знания

Учения о строении – второй уровень научного химического знания

Электромагнитная картина мира: две формы материи – вещество и непрерывное электромагнитное поле

Волна как распространяющееся возмущение физического поля

Длина волны

Спектр электромагнитных волн

Эффект Доплера: зависимость измеряемой длины волны от взаимного движения наблюдателя и источника волн

Современные представления о формах бытия материи

вещество

физическое поле

физический вакуум

Развитие представление о движении

Гераклит: идея безостановочной изменчивости вещей

учение Аристотеля о движении как атрибуте материи и разнообразия форм движения

Механическая картина мира: единственная форма движения - механическое перемещение

Описание механического движения материальной точки:

координаты

скорость

траектория

система отсчета

Система отсчета, её основные элементы:

тело отсчета,

система координат («линейка»),

часы.

Первый закон Ньютона (закон инерции): сохранение скорости тела в отсутствие воздействий на него.

Второй закон Ньютона: воздействие на тело вызывает изменение его скорости (ускорение)

Механическая картина мира:

возникновение концепции взаимодействия (третий закон Ньютона)

открытие фундаментального взаимодействия (закон всемирного тяготения)

принятие концепции дальнодействия (мгновенной передачи взаимодействия через пустоту на любые расстояния.)

Электромагнитная картина мира:

открытие второго фундаментального взаимодействия (электромагнитного) возврат к концепции близкодействия (взаимодействие передаётся только через материального посредника — физическое поле — с конечной скоростью).

полевой механизм передачи взаимодействий (заряд создает поле, которое действует на соответствующие заряды).

Электромагнитная картина мира: движение - не только перемещение зарядов, но и изменение поля (распространение волн)

Волновые процессы: интерференция и дифракция

Понятие состояния системы как совокупности данных, позволяющих предсказать её дальнейшее поведение.

Движение как изменение состояния, как химический процесс

Учение о закономерностях химических процессов - третий уровень научного химического знания

Биологическая форма движения: процессы жизнедеятельности, эволюция живой природы

Эволюционная химия — четвертый уровень научного химического знания Современная научная картина мира: эволюция как универсальная форма движения материи

Многообразие форм движения, их качественные различия и несводимость друг к другу

Развитие представлений о взаимодействии

Представления Аристотеля о взаимодействии -:одностороннее воздействие движущего на движимое. Первоначальная форма концепции близкодействия: (передача воздействия только через посредников, при непосредственном контакте).


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: