Процесс принятия решений

Процесс принятия решений сложен и многосторонен. Он включает целый ряд стадий и операций.

В процессе принятия решения менеджеру необходимо ответить на вопросы: что делать? Как делать? Кому поручить работу? Каковы сроки исполнения? Для кого делать? Где делать? Что это даст?

Сколько и какие стадии должен пройти процесс принятия решений, каково содержание каждой из них, - вопросы спорные и решаются менеджерами по-разному. Это зависит от квалификации руководителя, ситуации, стиля руководства и корпоративной культуры организации. Главное, чтобы менеджер сумел выбрать лучший вариант.

Классический подход к принятию управленческих решений состоит в соблюдении определенной процедуры и выполнения обязательных действий. Составные элементы процесса принятия управленческих решений представлены на рис. 4.1.

Процесс принятия решения

 
 


1. Определение 3. Принятие 5. Контроль за

проблемы решения исполнением

2. Выявление ограничений 4. Реализация решения

и определение альтернатив

Рис. 4.1. Составные элементы процесса принятия управленческих решений

1. Определение проблемы. У истоков любого решения находится проблемная ситуация, требующая своего разрешения. Задача менеджера на этом этапе состоит в анализе проблемной ситуации, то есть определении симптома «болезни», изучении целей, предварительной формулировке критериев решения. Таким образом, процесс определения проблемы состоит в ее обнаружении и оценке.

Обнаружение проблемы – осознание того, что возникло отклонение от первоначально установленных планов (информация, мнение специалистов-менеджеров). Оценка проблемы – установление ее масштаба проблемы не есть нахождение ее причины и источника. Речь идет об оценке средств для ее решения и степени серьезности.

2. Выявление ограничений и определение альтернатив. Причиной возникновения проблемы могут быть внешние силы (внешняя среда), которые менеджер не может изменить. Ограничения такого рода сужают возможности принятия оптимальных решений, поэтому необходимо определить их источник и суть и наметить возможные альтернативы, то есть нужно выделить все возможные действия, устраняющие причины появления этой проблемы.

3. Принятие решения. На этой стадии разрабатываются альтернативные решения, дается их оценка и отбирается альтернатива с наиболее благоприятными общими последствиями.

4. Реализация решения. Процесс не заканчивается выбором альтернативы. На стадии реализации принимаются меры по конкретизации решения и доведения его до исполнителей, то есть ценность решения состоит в том, что оно осуществлено (реализовано).

5. Контроль за исполнением решения. В процессе контроля выявляются отклонения и вносятся поправки, помогающие реализовать управленческое решение полностью. С помощью контроля устанавливается своего рода обратная связь между управляющей и управляемой системами.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: