ОКУД |
о выдаче (погашении) краткосрочного кредита 200
Наименование предприятия___________________________ р/сч
Наименование учреждения банка Код
Средства направьте на или спишите с:
|
Вид | |
операции | |
Назначение | |
платежа | |
Срок | |
платежа |
Руководитель учреждения Кредитный работник Бухгалтер1 банка |
Рис. 3.4. Пример построения унифицированного банковского документа
В машине ведется реестр составленных документов. При желании имеется возможность напечатать документ в унифицированной форме (рис. 3.6).
Развитие средств вычислительной техники и методов программирования, использующих графический интерфейс, позволили по- новому подойти к созданию документов в компьютере, который по праву можно назвать электронным документом.
Электронный документ — структурированная копия первичного документа, отраженная в памяти машины и на экране дисплея. Электронный документ должен отвечать всем требованиям УСД; содержать все необходимые реквизиты в порядке, отвечающем требовав ниям компьютерной обработки. Наряду с текстовым содержание»*
применяется кодирование реквизитов-признаков, по которым ведется группировка информации. Вывод электронного документа на печать оформляется в соответствии с требованиями, установленными для документа, составляемого ручным способом.
|
|
шы Гпг „ми | -, 1М,,,, w.^imm. I t 111 МП.. ЛЦМШ| УЬдмя ГГишши- " *JI M**yneniBI «ми1» neiwjewjirwii до» ICTMUP |
mAt га га а я з |
Рис. 3.5. Пример построения макета для ввода приходных ордеров (1С: Бухгалтерия 7.7) |
"3**1*1J |
jtedHaajO |
Технология обработки электронного документа предусматривает наличие в компьютере разработанных машинной программой макетов всех необходимых первичных документов. Перечень первичных документов содержится в «меню» программы (например, в программе «1С: Бухгалтерия» в функции «Документы»). При вызове соответствующего наименования документа на экране дисплея появляется макет документа, заполнение реквизитов которого осуществляется по-разному.
Рассмотрим процесс заполнения «Приходного ордера № 000026», отраженного на рис. 3.5. Номер документа заносится автоматически; дата выбирается из календаря; вид поступления, склад, поставщик, договор, наименование материала, единица измерения, цена — заполняются автоматически на основании ранее составленных справочников. Вручную проставляется только процент НДС и количество материала; графы «Сумма», «НДС» и «Всего» заполняются автоматически.
|
|
Типовая межотраслевая форма № М-4 Утверждена постановлением Госкомстата России от 30.10.97 № 71а
ПРИХОДНЫЙ ОРДЕР № 000026
Коды | ||
Форма по ОКУД | ||
Организация: ЗАО «Кунцевское» | поОКПО |
Структурное подразделение: Основной склэд |
Дата составления | Код вила операции | Склад | Поставщик | Страховая компания | Корреспондирующий счет | Номер документа | |||
наименование | код | счет, субсчет | код аналитического учета | сопроводительного | платежного | ||||
05.03.04 | Основной склад | Элинком эффект | 60.1 |
Материальные ценности | Единица измерения | Количество | Цена, руб. коп. | Сумма без учета НДС, руб. КОП. | Сумма НДС, руб. КОП. | Всего с учетом НДС, руб. КОП. | Номер паспорта | Порядковый номер по складской картотеке | |||
наименование, сорт, марка, размер | номенклатурный номер | код | наименование | по документу | принято | ||||||
Салфетки | упак. | 60,000 | 22,46 | 1347,46 | 242,54 | 1590,00 | |||||
Перчатки рез. | пар | 50,000 | 11,44 | 572,03 | 102,97 | 675,00 | |||||
Губка для мытья посуды | набор | 50,000 | 12,88 | 644,07 | 115,93 | 760,00 | |||||
Пленка пищевая | рул. | 6,000 | 94,92 | 569,49 | 102,51 | 672,00 | |||||
Порошок стиральный | шт. | 44,000 | 11,44 | 503,39 | 90,61 | 594,00 | |||||
Итого | 210,000 | X | 3636,44 | 654,56 | 4291,00 |
Принял______________ ________________ _____________________________ Сдал__________________ ______________ __________________________
должность подпись расшифровка подписи должность подпись расшифровка подписи
Рис. 3.6. Форма унифицированного приходного ордера, выданная ПК на печать
Как видим, при заполнении документа пользователь совершает минимум ручных операций. Одновременно осуществляется визуальный и машинный контроль; высвечивается диагностический контроль и происходит корректировка ошибочной информации. Заполненные документы помещаются в журнал (реестр) документов, хранятся там установленное время и могут выдаваться «на экран» и «на печать» в любое время.
Примерная схема создания электронного документа в ПК представлена на рис. 3.7.
Рис. 3.7. Схема создания электронного документа |
Создание электронного документа не исключает и ручного ввода в компьютер первичных документов, поступивших на бумажных носителях. Ввод информации не отличается от рассмотренного порядка. В этом случае также создается электронный документ, который отражается на экране дисплея, регистрируется в журнале документов, а затем хранится в базе данных на жестком диске. Однако ручное заполнение документов характеризуется высокой трудоемкостью и занимает бблыную часть времени всего цикла обработки информации.
Развитие комплексной компьютеризации предприятий и организаций потребовало коренного пересмотра функций создания, обработки и хранения документов.
Совершенствование документации предполагает сокращение лишних, второстепенных и дублирующих реквизитов. Но главное внимание уделяется автоматизации составления документов.
Важным достоинством электронного документа, постоянно хранящегося в базе данных, является автоматическое формирование на основе однажды введенных данных новых видов унифицированных документов с теми же реквизитами и добавлением некоторых новых данных.
Рассмотрим автоматическое формирование «вторичных» первичных документов на основании ранее введенных в базу данных первичных документов на примере программы «1С: Бухгалтерия».
Пример. Автоматическое формирование различных электронных документов при учете расчетов с поставщиками материалов.
Товар, поступающий на склад, сопровождается накладной. Данные накладной вводятся в компьютер, где автоматически формируется электронный приходный ордер № 1 (рис. 3.8), данные которого используются для автоматического получения счета-фактуры (рис. 3.9) и книги покупок (рис. 3.10).
|
|
«р< Kf учит, РЕДАКЦИЯ 4 i Тиосгушмчмг МАТерИШЩв
§!Мйл Дейтам* Олюигии оежачжш доняли™ жяшк «четы нданжьйулг сервис сине _
Н ч as? U м
ш в, * ъ « й % * ъ t» э. a v
Прнхииный прлвр № '. or "" j
j Поступление с- постевиика Д Сисеа (оствной схяеа Q
ЩШаз |
Мг |
;Q U Ш\ * Ъв! |
[Шшюг4/ниеёрсёл Зечегминса.Д.
а |
|Осноён5гдсгсёор |
"ЗД Надо™: гНБЕмёмЖ™
Г" КДСглпюяяъвегйммдаъ
С^мия | няГ: | Вгагп | ||||
■ | 25.00000 | :. - | 30.000 00 | |||
л |
2МЮО-1И. НДГ. 5'ООП-ПО. Вето 1 Действия... j Подбор I Счистить) |
JBnytej ф _J i,,Г11:Прг-Д||(.«1Г|-е куга-та _ 4 ЯК!"'Л
Рис. 3.8. Макет создания в ПК электронного документа «Приходный ордер»
Автоматическое формирование электронных документов на основе данных ранее введенного документа отражено на рис.3.11.
Возможность создания форм первичных документов, отраженных на экране дисплея ПК, позволяет внедрить в организации безбумажную технологию, обеспечивающую машинное формирование первичных документов, которые могут по мере необходимости изготавливаться на печатающем устройстве П К. Электронный документ в этом случае выполняет функции первичного документа и имеет юридическую силу, так как подписывается составителем; авторизация формирования документа защищена паролями, обеспечивающими ограниченный доступ к ПК и информационной базе.
Результатом решения экономических задач на ПК является получение сводных документов: различных сводок, таблиц, сгруппированных по определенным признакам. Обобщенные данные могут
■ jtt *!«<»!*» С *l........................ dig - jail» 1й
СчптчрактураГ*! " |
if*.* «а Ш:» 'iliia ema a e i * а «з з
пияуминный I '"-.< о)
|
|
jneewio |
|05 09 02 N=1 |
Я«№ {Вшиг-Умаерш JJerowp |
ЫЮШ'У x} Sj «"«мм»»,.
у в| Дпярфмомкмс
Qj)j 30.000 00 Щ
fii нпермаШДО (0$
»«»|1«ЛЦ«1|, m мгак» •
кюкаваа < г ЗОррвиина- - — г 0прсывктоа- —-
50, |
jOnrnfrnim 25.<юоооД|,|[ОЙД | ГЩяаЗ
5 ООО 00ij OOOjgf I
j Санмифй
ЩОшг-Джтурап- дм тюкаем» «мйшикммми» Pi |
4 ЯК
Рис. 3.9. Макет создания в ПК электронного документа «Счет-фактура»
ни II1'1.11'iii.i-r1 iLf I','IV1Д v1111. aacim *, ■ -w*
#|йй 6яврацн№ Ораввимжи- Нвяягевм^учвт Овцвис Оки® Пмовд.и.шл.ии!
||*>я»Я» в н| Зй \jatt1* У
ШИИШШИЯВВШВШИИШИВИШ^ШШЯШШШШв
ОТ | OS 09 02 И |
Запись книги ппкуппк № |
Допж» |овмамйл |
па |
«нас |
djj ^Sl1!!!??"*1 105 09 02 №1
UjjjoJ Л»а«(»«|«Ж«мк|05 09 02~ ™У oj Джгдащк | D5 09 02 '
ВввГО'ШЖиЯв'Св
гнкэйдсм нпу/Дм «гчамш/ с.■„ и* i иг, в ад
--♦т^адкмадктпшлДмгмммуаяйгемл^йтв*»--'— —~-- -
гЖщшшт -- гТапракмкр- - --
оооЦ |
' : 1 25.000 00 [д| 1 0 000: Г BUCiwsuP*
йаиаИШ J "ТоооооЦ j оооЩ-
few*» j 0к I JNmW.1..-frff»1»»-
щщш |
■ ■• ■)
ПН' So^^gt iteiaipaiMKMroM -aw-...
Рис. 3.10. Макет создания в ПК электронного документа «Книга покупок»
быть представлены на бумажных носителях, визуальным отображением на дисплее, а также на машинных носителях (рис. 3.12). В условиях АРМ все большее значение приобретают формы вывода на экран дисплея в виде таблиц, а также графических изображений.
Рис. 3.11. Автоматическое формирование электронных документов |
Важнейшим способом вывода сводных данных для пользователя по-прежнему остаются бумажные носители, получаемые на печатающих устройствах (лазерных, матричных, струйных принтерах).
К выходным сводкам предъявляются следующие требования: достаточный для целей управления состав показателей, достоверность отражаемых данных и их логическое расположение; выдача сводок к указанному сроку (в регламентном режиме) и при ответе на запрос. ПК должен изготовлять готовые для использования таблицы: печатать титульный лист, заголовочную часть, содержание таблицы и оформляющую часть. Поэтому в соответствии с машинной программой производится автоматическое заполнение всех таблиц в заданной последовательности. Все это позволяет получить на ПК готовую выходную форму, имеющую юридическую силу и пригодную для использования на любом уровне управления.
Бумажный Машинный Экран Графическое изображение носитель носитель дисплея на бумаге и экране Рис. 3.12. Формы вывода результатов обработки |
В ходе выполнения технологического процесса составления сводных отчетов реализуется одна из функций меню (отчеты, сводки, отчетность), содержащая перечень изготавливаемых машиной документов.
Формы вывода могут быть предназначены как для внешних, так и для внутренних пользователей. Сводки для внешних пользователей — это совокупность строго регламентируемых сводных отчетов унифицированной формы, предоставляемых вышестоящим организациям и различным пользователям.
Как правило, во всех машинных программах их состав и структура жестко регламентированы и отклонения недопустимы.
Получение сводок (сводных таблиц) для внутреннего пользования предусмотрено в типовых и индивидуальных проектах. Состав их весьма разнообразен и зависит от требований руководства, связанных с осуществлением различных функций управления. Поэтому зачастую типовые проекты пополняются рядом сводных таблиц, учитывающих специфику предприятия (организации).