Задание 1-1 ваша организация

Организационная структура вашей донорской службы (схема или описание иерархии)

Ваша работа в организации

Люди, к которым, как вы чувствуете, вы можете обратиться с предложениями и рекомендациями по различным аспектам работы вашей организации.


ЗАДАНИЕ 1-2 Компоненты крови Какие компоненты крови использует ваша донорская служба?
Компонент крови Методика отделения Основное назначение
ЗАДАНИЕ 1-3 Инфекции, передаваемые с переносчиками Заболевания, передаваемые с переносчиками инфекции, эндемичные для вашей местности Распространенность каждой инфекции
ЗАДАНИЕ 1-4 Инфекции, переедаемые при переливании крови Распространенность инфекций Год
  Население в целом Доноры крови
Новые доноры Повторные доноры
ЗАДАНИЕ 1-5 Безопасность крови Меры безопасности, используемые в вашей стране Ограничения, препятствующие реализации мер безопасности Как можно устранить ограничения или свести их к минимуму?
ЗАДАНИЕ 1-6 Доноры крови Приблизительное соотношение:
Доноры, получающие вознаграждение Семейные или замещающие доноры (доноры, которые вынуждены давать кровь) Доноры-добровольцы, не получающие вознаграждения
Законодательство о донорстве крови

ЗАДАНИЕ 1-7 Донорская кровь
Число донаций Год Год Год
Объем перелитой донорской крови или ее компонентов      
ЗАДАНИЕ 1-8 Действия
Категория Идея Действия Ресурсы Дата начала Дата завершения Результат
Вы, структура вашей донорской службы и ваши коллеги            
Компоненты крови            
Инфекции, передаваемые с переносчиками            
Инфекции, переедаемые при переливании крови            
Безопасность крови            
Доноры крови            
Донорская кровь            

РАСПРОСТРАНЕНИЕ ИНФОРМАЦИИ

Цель этого модуля – рассказать о необходимости постоянных обновляемых информационно-образовательных программ по привлечению повторных доноров крови на добровольной и безвозмездной основе. Обучение и маркетинг в донорских службах тесно взаимосвязаны. Все специалисты по привлечению доноров должны относиться к обучению и маркетингу как к специализированным дисциплинам, которые требуют исследований, планирования, оценки и собственного бюджета.

Цели обучения

По завершении данного модуля, вы сможете:

S применять методики социального маркетинга и разработать план обучения и маркетинга, нацеленный на привлечение повторных доноров крови на добровольной и безвозмездной основе;

S эффективно применять различные методики взаимодействия, чтобы информировать и обучать потенциальных доноров и мотивировать их становиться повторными донорами на добровольной и безвозмездной основе;

S оценить эффективность работы донорской службы в сфере обучения, мотивации и привлечения доноров.

2.1. ОБУЧЕНИЕ И СОЦИАЛЬНЫЙ МАРКЕТИНГ

В мире применяются самые разные подходы к обучению и привлечению доноров-добровольцев. И тем не менее успеха такие действия чаще всего достигают благодаря хорошо спланированным маркетинговым и образовательным программам, выстроенным с учетом культурных традиций, отношения и ожиданий населения. Если какие-то механизмы работают в одной стране, их можно адаптировать к условиям другой страны.

Если вы знаете, что может сработать в вашей стране, ваша программа имеет прочный фундамент. На основе имеющихся данных вы будете готовы разработать образовательную программу и план маркетинга, которые будут адекватно восприняты в вашей стране и окружении. Этот модуль поможет вам в разработке таких инструментов.

Социальный маркетинг

«Социальный маркетинг» – это понятие, которое предполагает, что продукт или услуга, продвигаемые на рынке (в нашем случае – донорство крови), имеют социальное значение. Стратегии социального маркетинга обычно нацелены на изменение поведенческих привычек. Что касается добровольного безвозмездного донорства, социальный маркетинг должен укрепить положительное отношение к донорству и изменить негативное отношение и поведение.

Социальный маркетинг – это не просто «продажа». Чтобы изменить отношение и поведение людей, необходимы информация, обучение и мотивация. В нашем случае обучение и привлечение доноров полностью взаимосвязаны.

Основа правильного социального маркетинга – исследование, которое должно быть хорошо спланировано и иметь четкие, измеряемые цели. Исследование должно проводиться таким образом, чтобы можно было оценить его результаты и эффективность.

Основные этапы социального маркетинга и привлечения доноров включают:

S анализ ситуации;

S определение целевых рынков;

S маркетинговое исследование;

S разработка образовательной программы и плана маркетинга;

S оценка эффективности обучения и маркетинга.

Пройдя эти этапы, вы сможете разработать эффективную донорскую программу, которая отразит особенности культуры, отношения и поведения ваших соотечественников, равно как и их требования к информации и обучению.

Анализ ситуации

Основная задача этого этапа – получить как можно более подробную информацию из разных источников, которая поможет вам определить место вашей организации в контексте местной культуры, окружения и его потребностей, а также оценить ее преимущества и слабые стороны, чтобы разработать максимально эффективную стратегию использования дефицитных или дорогостоящих ресурсов.

В Модуле 5 этап анализа ситуации описан более подробно. В целях обучения и маркетинга, вам необходимо проанализировать:

S информационно-образовательные потребности потенциальных доноров;

S способность вашей службы удовлетворить такие потребности.

Для этого вам нужно достаточно хорошо знать целевой рынок и искать потенциальных доноров, которые (наиболее вероятно) отвечают установленным критериям отбора. Ресурсов никогда не бывает достаточно. Поэтому целевое взаимодействие позволит вам использовать то, что у вас есть, наиболее эффективным и экономичным образом.

Кроме того, вам необходимо провести маркетинговое исследование, определить целевую аудиторию, ее мотивацию, вопросы, вызывающие ее озабоченность, и требования к информации и обучению.

2.2. ЦЕЛЕВАЯ АУДИТОРИЯ

Успешная программа по обучению и привлечению доноров-добровольцев принесет следующие плоды:

S низкий риск передачи инфекций при переливании донорской крови;

S заготовка донорской крови в достаточных объемах.

Этого можно добиться только через привлечение подходящих доноров.

Подходящие доноры

«Подходящие» доноры – это те, кто отвечает критериям отбора доноров, установленным вашим центром крови. Критерии отбора отличаются в разных странах, но обычно включают:

S минимальный и максимальный возраст;

S вес;

S основные требования к здоровью.

Задание 2-1

Убедитесь, что вы точно знаете критерии отбора доноров, применяемые в вашем центре крови. Запишите эту информацию в Листок планирования в конце этого модуля. Если вы не знаете, почему используется тот или иной критерий отбора, попросите разъяснений у своих коллег или супервизора, которые отвечают за отбор доноров крови.

Понимание критериев отбора и причин использования именно этих критериев крайне необходимо для планирования эффективных образовательных и маркетинговых программ. На них основывается информация, которую вы намереваетесь сообщить своей целевой аудитории.

Группы низкого риска

Доноры, отвечающие установленным критериям, как правило, происходят из групп низкого риска. Очень многие люди живут в условиях повышенного риска, например, в районах, где распространена малярия. Другие в силу собственного поведения подвержены риску заражения инфекциями, которые впоследствии могут быть переданы при переливании крови. Именно на этих людей нацелены образовательные программы, цель которых – распространять идею здорового образа жизни и рассказывать о поведении, связанном с риском, чтобы побудить неподходящих доноров воздержаться от донорства крови.

Поведение, связанное с риском, – это:

S внутривенное употребление наркотиков;

S гомосексуальные связи;

S проституция;

S татуаж и ритуалы, связанные с кровью;

S использование нестерильных бритв (например, при подпольном обрезании девочек);

S сексуальные контакты с людьми, так или иначе связанными с группами риска.

Задание 2-2

Какие виды поведения, связанного с риском, наиболее распространены в вашей стране?

На каких основаниях чаще всего исключаются потенциальные доноры по причине поведения, связанного с риском?

Запишите эту информацию в Листок планирования в конце этого модуля. Она поможет вам спланировать образовательную программу.

Анализ крови не может гарантированно выявить возбудителей инфекций, передаваемых при переливании крови. Так, при ВИЧ с момента появления инфекции до момента образования антител, которые могут быть обнаружены в крови, проходит определенное время. В это время – инкубационный период – существует риск передачи инфекции даже при скрининге крови. Ошибки в лабораторных анализах и документации также приводят к использованию небезопасной крови.

Инкубационный период: иллюстрация

Поэтому, помимо скрининга крови, залог безопасности каждой донорской службы – это отбор доноров. Одно без другого может привести к катастрофе. Важно понимать ограниченность донорской программы, если она позволяет неподходящим донорам проходить критерии отбора. Помните, что ваша цель не просто привлечь доноров, а привлечь повторных и безопасных доноров.

Ключ к успеху донорской программы – это постоянное обучение не только концепции добровольного безвозмездного донорства, но и вопросам безопасного донорства, поведения, связанного с риском, и причинам установления строгих критериев отбора.

Формирование групп низкого риска

Поскольку донорским службам нужны здоровые доноры из групп низкого риска, необходимо активно помогать Национальным обществам Красного Креста и Красного Полумесяца, национальным службам здравоохранения и другим организациями в их работе по снижению уровня риска для местного населения. На это нацелены программы по предотвращению заболеваний, здоровому питанию и здоровому образу жизни.

Если вы понимаете, насколько важно привлекать максимально безопасных доноров крови, вы будете искать доноров среди групп низкого риска. При этом вероятно, что каждая целевая группа будет иметь разные потребности в информации и обучении или потребует индивидуального подхода. В Модуле 3 мы расскажем о некоторых группах, на которые вы можете обратить внимание. Чтобы узнать об их потребностях, вам необходимо провести маркетинговое исследование.

2.3. МАРКЕТИНГОВОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ

Узнать все, что вы можете, о существующих и потенциальных донорах – прямая задача специалистов по привлечению доноров.

Социальные коды и поведение меняются из поколения в поколение, и вам нужно отслеживать эти изменения. Вам необходимо узнать, что мотивирует или демотивирует людей становиться донорами. Это поможет вам правильно выстроить свою работу с потенциальными донорами.

Мифы о донорстве

В любой точке земного шара кровь имеет важный культурологический смысл. Часто в ней видят жизненную силу, символ семейных и родственных уз. В ней видят причину тех или иных личностных качеств или внешних признаков. В некоторых местностях бытует суеверие, что человек, дающий кровь, слабеет или становится бесплодным.

В этом руководстве мы расскажем о том, как важно знать о культурных особенностях той или иной страны и разрабатывать программы обучения и мотивации таким образом, чтобы точно и подробно отвечать на все вопросы, которые могут возникнуть.

Преодолеть негативное отношение к донорству – первоочередная задача любой донорской программы. Правильное планирование, обучение и распространение информации – иногда в течение долгого времени – помогут преодолеть любые барьеры. Ваша задача – найти тот ключ, который откроет дверь в вашу культурную среду.

Факторы демотивации тех людей, которые никогда не были донорами крови, могут включать:

S недостаток знаний о донорстве и процессе сбора крови;

S боязнь игл;

S боязнь неизвестности;

S религиозные убеждения;

S мифы и суеверия;

S традиции.

Первичные доноры могут отказаться от повторной кроводачи, если процедура показалась им слишком неприятной или если они потеряли доверие к донорской службе (например, столкнулись с проблемами при заборе крови, с другими негативными факторами или услышали о таких проблемах).

Молодые люди легче воспринимают новую информацию, чем поколение их родителей, и могут иначе относиться к донорству. Вам нужны эти сведения, поскольку это отразится на вашей донорской программе. Узнайте, какую информацию распространяют в школах. Так вам будет, от чего оттолкнуться. Например, школьников могут обучать основам здоровья или анатомии. Вы можете предложить учителям дополнить эти сведения информацией о крови и ее использовании.

Знаете ли вы, что мотивирует людей становиться донорами? И что их останавливает? Это страхи, равнодушие, традиции – или их просто никто и никогда об этом не просил?

Задание 2-3

Какие мифы, страхи и суеверия, связанные с кровью, наиболее распространены в вашей стране? Как они могут проявиться, если попросить человека стать донором?

В течение следующей недели поговорите как минимум с 20 людьми, которые, по вашему мнению, могли бы стать добровольными донорами или мотивировать других. По возможности, выберите людей разного возраста и с разными социальными установками, например:

¨ учителей;

¨ студентов старших курсов;

¨ рабочих завода;

¨ религиозных лидеров;

¨ представителей местной общественности;

¨ безработную молодежь;

¨ людей, проживающих в сельских районах.

Спросите их об их убеждениях, связанных с кровью. Узнайте, что бы они хотели узнать, прежде чем принять решение стать донорами. Запишите их вопросы и выделите наиболее частые. Укажите, почему они не хотят становиться донорами.

Добавьте факты и доводы, которые вы могли бы использовать в образовательной программе, чтобы оспорить каждое из негативных убеждений. Например:


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: