Сосредоточенность на социальных конфликтах ограничилась борьбой с расизмом в самой социальной работе и в других, связанных с социальной работой, профессиональных группах. Труды по радикальной социальной работе 1970-х гг. включали вопросы, относящиеся к так называемым притесняемым группам. Например, Миллиган (1975) писал о гомосексуализме; Харт (1980) — о гомосексуалистах и лесбиянках; Хазбенд (1980) — о расизме. Феминизм как классовый анализ также возник в начале 1980-х гг. (см. гл. 12). Основные статьи о работе с группами представителей этнических меньшинств появились в США в 1980-е гг. Так, в это время в свет вышли работы Девор и Шлезингер (1981), Джэкобс и Бауэлс (1988), Пиндерхьюз (1989); а также исследования английских авторов, таких как Кумб и Литтл (1986), Эли и Денней (1987), Доминелли (1988).
Многие из направлений радикальной социальной работы получили импульс к развитию благодаря деятельности руководящих органов США и Великобритании в сфере образования социальной работы (например, Нортон,
1978; СЭ Ргсдес* 8геепп§ Сгоир, 1991; ССЕТ5\У, 1991; Пател, 1994). Отчеты о практической деятельности за этот период содержат материалы по антирасизму и перспективам темнокожего населения (например, Ханвей и Фил-пот, 1994). Практически во всех американских работах эти темы относятся к основной области знаний и практического опыта. Авторы некоторых теоретических обзоров не ссылаются на антидискриминационную или феминистскую теории (например, Лишман, 1991; Степнэй и Форд, 2000). Это отражает неопределенность статуса антидискриминационных концепций: рассматривать их как самостоятельную теорию практической деятельности или как ценностный принцип, который должен пронизывать все направления социальной работы.
|
|
Индийские исследователи интерпретируют конфликт между существующими социальными группами как «проблему коммунализма». Чандра (1987) связывает его с верой в то, что если люди исповедуют определенную религию, то они имеют общие социальные, политические и экономические интересы. Такое убеждение приводит к конфликтам между различными языковыми, религиозными и кастовыми общинами (Мири, 1993; Кумар 1994). Омэн выделяет пять конфликтных стратегий (процитированы Кумаром, 1994, 65— 66):
и ассимиляционистский коммунализм, когда заставляют людей действовать в интересах других;
■ помогающий коммунализм, когда социальные услуги и выгоды предназначены одной общине;
■ ретреатистский {отступной) коммунализм, когда группы перестают взаимодействовать с другими группами;
■ карательный коммунализм, когда общины предпринимают насильственные действия против других в случае возникновения угроз или действий против них;
|
|
■ сепаратистский коммунализм, когда язык или культура используются для создания анклавов.
В данном случае можно говорить о чрезмерном разделении, или конфликте. Цель социальной работы — уменьшение конфликта и достижение справедливого распределения ресурсов. Применение названных стратегий в некоторых западных странах может вызвать обеспокоенность, поскольку они сосредоточены на крайнем сепаратизме, и подчеркивают важность осознания и реагирования на специфические перспективы и потребности этнических меньшинств.